Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Аль-Каида» ослабела, но не ушла из Пакистана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У «Аль-Каиды» закончились финансы, и те, кто когда-то идеализировал эту организацию, теперь гадают, сможет ли она продолжить свое существование. Многие преданные сторонники «Аль-Каиды» продали свое оружие или обратились за финансовой помощью, чтобы иметь возможность уехать в свои родные страны. Хотя воздушная кампания ослабила «Аль-Каиду», ее союзник Талибан все еще остается мощной организацией.

 

Когда несколько лет назад лидер «Аль-Каиды» Абу Яхья аль-Либи прибыл на северо-запад Пакистана, он внушал такое уважение, что даже некоторые из самых опасных боевиков испытывали перед ним благоговейный страх.

 

Став легендой темного мира джихада после побега из американской тюрьмы с усиленной охраной в соседнем Афганистане в 2005 году, казалось, он может бесконечно финансировать, готовить и вдохновлять людей, которые мечтали устроить бойню в Нью-Йорке или Лондоне.

 

На прошлой неделе он был убит в результате удара американских беспилотников, став следующей жертвой серии воздушных атак беспилотных самолетов, целью которых является уничтожение сети «Аль-Каиды» вдоль пакистанской границы с Афганистаном, как сообщили представители пакистанской службы разведки и командиры групп боевиков.

 

У «Аль-Каиды» закончились финансовые средства, и те, кто когда-то идеализировал эту организацию, теперь гадают, сможет ли она продолжить свое существование.

 

«Представьте себе.  Несколько лет назад они ездили на Land Cruiser и пикапах с двухрядными кабинами, - сказал один из командиров пакистанского Талибана, близкого к «Аль-Каиде». - Теперь из-за нехватки денег они ездят на мотоциклах».

 

Крушение сети «Аль-Каида» в пограничных районах началось с гибели Усамы бен Ладена в одном из пакистанских городов в мае 2011 года, а непрекращающиеся атаки беспилотников с тех пор продолжали ослаблять эту организацию. Считается, что в неуправляемых приграничных областях Пакистана и Афганистана до сих пор остаются лишь восемь преданных лидеров «Аль-Каиды», тогда как  всего несколько лет назад их были десятки.

 

Нынешний лидер «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири, по некоторым предположениям, находится среди тех, кто скрывается в этом районе.

 

Многие преданные сторонники «Аль-Каиды» продали свое оружие или обратились за финансовой помощью, чтобы иметь возможность уехать в свои родные страны, как рассказал командующий отрядом Талибана во время своего телефонного интервью.

 

Однако удар беспилотника, в результате которого погиб ливийский духовный лидер Либи в Северном Вазиристане, а также другие подобные удары по укрытиям боевиков не сделали этот регион более безопасным. Его наводнили другие вооруженные группировки, которые по силе не уступают «Аль-Каиде».

 

Хотя воздушная кампания ослабила «Аль-Каиду», ее союзник в Пакистане, Талибан, все еще остается мощной организацией, несмотря на серию атак пакистанской армии на его цитадели на северо-западе страны. Талибан считается самой серьезной угрозой безопасности правительства страны, которое поддерживают США, и его считают виновным в организации серии атак террористов-смертников по всей территории Пакистана, а также некоторых резонансных нападений на объекты вооруженных сил и полиции. 

 

По сообщениям американских чиновников, сеть Хаккани, имеющая близкие связи с Талибаном в Афганистане, также имеет свои базы в бесплодных районах на северо-западе Пакистана. Однако представители самой группировки, а также пакистанские официальные лица отрицают это.

 

Тем не менее, очевидно, что для США главной целью являются лидеры «Аль-Каиды», которые стоят за террористическими атаками в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября.

 

«Несколько дней назад мы уничтожили еще одного лидера «Аль-Каиды», - заявил министр обороны США Леон Панетта, выступая перед войсками НАТО во время своего визита в Кабул на прошлой неделе. Он говорил о Либи, который  был главным разработчиком стратегии и вторым по значимости человеком в «Аль-Каиде».

 

«Худшая работа, которую вы сейчас можете получить, это стать заместителем лидера «Аль-Каиды, или, с учетом нынешних обстоятельств, ее лидером», - добавил он со смехом.

 

СРЕДСТВА «АЛЬ-КАИДЫ» ИСТОЩИЛИСЬ

 

Жители этих районов, офицеры пакистанской разведки и бывшие боевики рассказывали в своих интервью, что воздушные удары заставили командиров и боевиков «Аль-Каиды» занять оборонительную позицию, ограничив их передвижения и их возможности в установлении тесных связей с другими группами боевиков.

 

Финансирование оказалось проблематичным, поскольку обычно все расчеты производились наличными и в личном порядке, чтобы членов «Аль-Каиды» нельзя было выследить посредством банковской системы.

 

Либи был одним из немногих лидеров «Аль-Каиды», которые поддерживали личный контакт с командующими других основных боевых группировок, таких как пакистанский Талибан.

 

Он использовал свое умение убеждать, свои полномочия духовного лица, чтобы защитить «Аль-Каиду» перед лицом нарастающей опасности, которую представляли собой беспилотники.

 

«Смерть Либи – это огромный удар для «Аль-Каиды». Сейчас у нее возникли серьезные финансовые трудности на территории пакистанских племен», - заявил офицер пакистанской службы разведки, чье мнение разделяют некоторые дипломаты в Исламабаде.

 

«Им стало чрезвычайно трудно отправлять и получать деньги, поскольку большинство их каналов были перекрыты. Это отражается на их деятельности».

 

Командиры «Аль-Каиды», которые когда-то часто появлялись в тренировочных лагерях, чтобы вдохновлять боевиков, сейчас делают это значительно реже, как сообщили командующие отрядами Талибана и представители пакистанской разведки.

 

«Большинство из них ушли в подполье и теперь скрываются в бункерах и подвалах, избегая контактов с внешним миром», - рассказал один из офицеров пакистанской разведки в интервью агентству Reuters.

 

ВОЕННЫЙ НАСТРОЙ – ДОЛГОСРОЧНАЯ УГРОЗА

 

Один из высокопоставленных чиновников пакистанской службы безопасности считает, что на территории Пакистана остались всего восемь ключевых лидеров «Аль-Каиды».

 

Однако это вовсе не означает, что руководству «Аль-Каиды» в уязвимых пограничных районах между Пакистаном и Афганистаном, которые президент Барак Обама однажды назвал самым опасным местом в мире, пришел конец.  

 

«Было бы ошибкой полагать, что скамья запасных игроков пустует. На ней почти никого не осталось, однако в руководстве «Аль-Каиды» в Пакистане все еще остаются  плохие люди с дурными намерениями», - сказал один из официальных лиц США в Вашингтоне.

 

«Однако эти люди сейчас уже утратили часть своих возможностей, они уже не обладают таким влиянием и таким количеством последователей в рамках этого экстремистского движения, каким обладали Абу Яхья или его предшественник Абу Атиях».

 

Многое будет зависеть от того, смогут ли США убедить Пакистан продолжить преследование оставшихся лидеров «Аль-Каиды», особенно в Северном Вазиристане, где, по данным Вашингтона, базируются самые опасные сторонники «Аль-Каиды».

 

Но Пакистан вряд ли захочет ввязаться в то, что может превратиться в кровавую операцию, особенно во времена кризиса в отношениях с США, который продолжает усугубляться  с того момента, когда в результате атаки американских самолетов был убит бен Ладен. Пакистан заявляет, что его армия прилагает все усилия, чтобы справиться с пакистанским Талибаном в других областях и что только пакистанское правительство будет решать, когда ему необходимо будет начать полномасштабную борьбу с группировками в Северном Вазиристане.

 

По словам американских властей, удары беспилотников, которые разжигают антиамериканские настроения в регионе, будут продолжаться, несмотря на требования со стороны правительства Пакистана их прекратить. Это может привести к тому, что Исламабад перестанет сотрудничать с США.

 

Высокопоставленные чиновники пакистанских служб безопасности согласны с тем, что оставшиеся на территории Пакистана влиятельные лидеры «Аль-Каиды», вероятнее всего, скрываются в Северном Вазиристане. 

 

Их осталось очень мало. Но добраться до них или до их союзников, таких как печально известная сеть Хаккани, будет нелегко.

 

Вести разведывательную деятельность особенно тяжело.

 

Несколько лет назад боевикам пакистанского Талибана удалось выследить большое количество информаторов из числа местных племен, которые работали на пакистанскую разведку в Северном Вазиристане, и расправиться с ними.

 

«Многие были убиты, а оставшиеся в живых слишком напуганы, чтобы помогать агентам служб разведки. Создание новой сети информаторов займет много времени», - сказал офицер службы безопасности.

 

Даже если правительство Пакистана примет решение начать полномасштабное наступление в этих районах, это решит проблему лишь на некоторое время.

 

Во владеющем ядерным оружием Пакистане все еще сохраняются условия, воспитывающие воинственность, и они не исчезнут, пока правительство страны не приступит к проведению реформ, которые помогут укрепить расшатанную экономику.

 

Все больше безработных молодых людей будут уходить в отряды боевиков, где им выдадут автоматы Калашникова, которые помогут им почувствовать себя всесильными. А пояса смертников, как их убеждают, откроют перед ними ворота в рай.

 

Подобные обещания кажутся особенно соблазнительными в таких неуправляемых районах как Северный Вазиристан, где более 60% населения - это молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, работы для них практически нет, а влияние государства там сведено к минимуму.

 

«Каждый день в Пакистане кому-то исполняется 18 лет», - сказал высокопоставленный чиновник пакистанской службы безопасности, намекая на то, что у джихада появляется все больше потенциальных новобранцев.