8 августа 2004 г. Гамбургский университет собирался присвоить российскому президенту Путину звание почетного доктора. Однако некоторые представители университета высказали сомнения по поводу этого решения. Ведь в России демократия весьма нелиберальна, а господин Путин не бегает по стране неразлучно с Хартией прав человека. До сих пор необходимо было, чтобы про почетных докторов можно было хотя бы сказать, что у них есть заслуги в деле достижения взаимопонимания между народами.
Но в Чечне господин Путин пока имеет больше дела с угнетением народов. 'Заткните рот!' - возражает критикам бывший бургомистр Хеннинг Фошерау (Henning Voscherau / СДПГ). У закадычного друга канцлера много заслуг перед ним. Сейчас его нельзя отпугивать, ведь он может вообще отказаться от оказанной ему чести. 'Заткните рот' - звучит, конечно, лихо, напоминает офицерскую столовую в старые временя. Невольно так и хочется прибавить экс-бургомистру благородную приставку 'фон' - Хеннинг фон Фошерау. С другой стороны, 'затыкание рта' - это для университетских условий нечто новое, требующее привычки.
В экономических кругах о Путине говорят только хорошее
К счастью, в Гамбургском университете как раз проходят реформы, которые должны, по совету другого экс-бургомистра, не только усилить 'вертикаль власти'. В ходе этой реформы университет должен еще и ознакомиться с интересами той Торговой палаты, из которой о Путине, экс-бургомистре Санкт-Петербурга, поступают только хорошие вести. Как говорят на латыни: 'De commercio nihil nisi bene' - о коммерции, как и о покойниках говорят только хорошее.
Но вместо того, чтобы подумать о том значении, которое имеют для университета и его понимания чести эта формула и затыкание рта, а также тот факт, что Герхарду Шредеру недавно присвоили звание почетного доктора в Санкт-Петербурге, для университета и его понимания чести, давайте лучше обратимся к тому определению, которое дал этой процедуре другой экс-бургомистр. 'Почетный доктор' для политика, - поясняет Клаус фон Донани (Klaus von Dohnanyi / СДПГ), - это не научное, а 'декоративное звание'. Ну, наконец-то, объяснили! Просто украшение, не предполагающее никаких интеллектуальных заслуг.
В чисто декоративных целях
Донани выступает за скорейшее создание многоступенчатых курсов с обучением на степень бакалавра, там, видимо, тоже будут преследоваться чисто декоративные цели. Есть, однако, небольшая загвоздка: шляпой можно украсить любую голову, независимо от того, что в ней творится. Точно так же украшение ничего не говорит о том, кто его носит. Если посмотреть на всех почетных докторов, кому это звание присваивалось, а в звании этом недостатка никогда не было, - то можно увидеть, что среди них то благотворители университета, то те люди, выступления которых очень хотелось услышать бесплатно. То это украшение получает 'великий сын города', то друг страны, а то и тот, кого призывают продолжать оставаться спонсором.
Наряду с иностранными учеными это звание присваивается и людям, не имеющим отношения к науке, но имеющим заслуги в деле приобретения новых знаний. Это многообразие критериев удерживается вместе только одним: в любом из этих случаев университет как бы выражает человеку свое сожаление, что не может присвоить ему звание обычным путем. Он как бы говорит: вы нам очень бы подошли, коллега, мы бы гордились вами. Запомнили? А теперь подумайте о Путине и решайте.