Водители, заезжающие на заправки 'Getty', уверены, что покупают бензин, который продают наследники одного из самых эксцентричных нефтепромышленников Америки Дж. Пола Гетти. То же самое и со знакомым красно-бело-синим знаком 'Mobil'. Это ведь слившийся с ним 'Exxon', не так ли? Так, но только не в Пенсильвании и не в Нью-Джерси. Человек, стоящий сегодня за такими знакомыми вывесками, это Вагит Алекперов, глава 'ЛУКОЙЛа', владелец 2100 бензиновых заправок, расположенных на территории от Мэна до Виржинии, и богатейших нефтяных месторождений России.
Алекперов известен как 'тихий олигарх', чего нельзя сказать о его амбициях. 'Семь сестер должны сейчас быть осторожнее, ведь у них появился брат', - сказал он почти десять лет назад. С тех пор, как в хаотичные дни после развала Советского Союза бывший министр советской нефтяной промышленности Алекперов создал 'ЛУКОЙЛ' путем объединения государственных нефтедобывающих предприятий, компания выросла в четыре раза. Пока он не достиг своей цели - превратить 'ЛУКОЙЛ' в глобально интегрированную нефтяную компанию-гигант, однако задел сделан очень большой. Объем разведанных запасов 'ЛУКОЙЛа' составляет 20 миллионов баррелей, больше любой другой компании, за исключением 'ExxonMobil'.
Владея такими, лежащими в земле, запасами нефти, Алекперов десять лет искал возможности для ее сбыта. Он открыл тысячи автозаправочных станций в бывших советских республиках, а затем обратил взор на США. Ведь лучшего места для сбыта бензина, чем страна 'бензиноголиков', не найти. Его цель состоит в том, чтобы создать компанию, которая будет простираться 'от российских нефтяных вышек до бензобаков американских автомашин'. Именно так говорит этот человек.
Использование значительной части российского капитала за границей больше похоже на его отток из страны. В условиях, когда президент Владимир Путин все туже затягивает гайки, устанавливая контроль государства над природными ресурсами, когда Кремль облагает нефтяные компании налогами, не оставляя камня на камне от 'ЮКОСа', самые богатые стараются как можно быстрее вывезти за рубеж все, что возможно.
Но не Алекперов, чье состояние 'Forbes' оценивает в 3,5 миллиардов долларов. По всем показателям он человек президента. Он говорит просто: 'Что касается государства, у нас с ним нет никаких разногласий'. Его вряд ли ожидает участь бывшего конкурента, бывшего главы 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского. На столе в кабинете главы 'ЛУКОЙЛа' стоит фотография Путина. Когда Алекперов поднимал первый в США флаг с эмблемой 'ЛУКОЙЛа' на одной из бывших заправок 'Getty' в Манхэттене в конце прошлого года, ленточку перерезал сам Путин.
'Алекперов очень серьезно относится к своей роли посланника', - говорит Адам Лэндес, возглавляющий аналитическую службу по энергетике в инвестиционном банке 'Ренессанс-Капитал', который работает в основном в России и выполняет иногда задания 'ЛУКОЙЛ'.
Российский министр энергетики и его американский коллега встречаются по несколько раз в год. 'Мы всегда участвуем в этих встречах, - говорит Вадим Глузман, возглавляющий американское подразделение 'ЛУКОЙЛа', - правительство США заинтересовано в диверсификации источников поставок энергоресурсов'.
Глузман, 42-летний эмигрант из России, темнит, когда его спрашивают, как он встретился с Алекперовым. Это интригующий человек, который возглавляет бизнес, стоящий уже 2,2 миллиарда долларов. Не раскрывающий подробностей своей биографии с момента приезда в США (он признает лишь, что когда-то работал на компанию на Род-Айленде, производящую шланги для полива), Глузман вполне соответствует модели бизнесмена постсоветского образца. Он инженер по образованию, оказавшийся в нужное время в нужном месте и с нужной идеей. У него нет опыта розничной торговли или работы в сфере энергоресурсов. Однако четыре года назад он помог осуществить первое поглощение российским бизнесом котирующейся на бирже американской компании 'Getty Petroleum Marketing'.
Данное приобретение дало 'ЛУКОЙЛу' 1 300 заправочных станций на Восточном побережье и нескольких опытных руководителей, согласившихся остаться. 'Я тоже вырос во времена холодной войны, - говорит Винсент Де Лорентис, бывший руководитель 'Getty', - но во время всех этих укрупнений в нефтяном бизнесе не знаешь, на кого будешь работать завтра, проснувшись поутру'. Он стал номером два после Глузмана.
Компания 'Getty' представляла собой систему, действовавшую на основе договоров франшизы и сдачи в аренду. Большая часть собственности компании была реорганизована в виде инвестиционного треста недвижимого имущества. Компания продолжит брать объекты в аренду и по договорам франшизы, но, по словам Де Лорентиса, ''ЛУКОЙЛу' нравится владеть всей этой грязью'. 'Это дает нам гораздо больше возможностей контролировать внешний вид заправочной станции. Мы можем сносить одни здания и возводить другие. И это дает сотрудникам ощущение стабильности'.
Последние несколько лет 'ЛУКОЙЛ' тихо занимается покупкой новых станций вдоль Восточного побережья. Таким образом, если когда-нибудь 'ЛУКОЙЛу' удастся добиться права поставлять в США российскую нефть, его сеть розничной торговли окажется самой близкой к атлантическим маршрутам нефтяных поставок. Однако Глузман столкнулся с трудностями приобретения недвижимости и открытия новых заправочных станций в густонаселенных районах. 'Здесь почти невозможно получить лицензию на открытие новой станции, - говорит он, - я знаю, потому что пробовал. В таких местах как Луизиана или Техас они выдают новые лицензии любому. Теоретически, строгие правила лицензирования обеспечивают твердые цены'.
В мае Глузман начал проверять эту теорию и приобрел 800 станций 'Mobil', самых популярных в стране. Эти 800 станций были отделены от розничной сети 'Mobil', чтобы удовлетворить требования Федеральной торговой комиссии, когда 'Exxon' купил 'Mobil'. В результате серии сделок, характерных для хаотичных слияний в нефтяном секторе, станции были проданы компании 'Tosco', а 'Tosco' была куплена гигантом 'Phillips', который затем слился с 'Conoco'.
'ConocoPhillips' в прошлом году выставил на продажу 1000 станций на Восточном побережье. 'ЛУКОЙЛ' хотел получить только наиболее прибыльные заправки в Нью-Джерси и Пенсильвании. Но этого же хотели и другие покупатели. По словам Глузмана, была порядочная драка. 'ЛУКОЙЛ' в драке победил, предложив 270 миллионов долларов. Эта сделка привела к удвоению розничных продаж 'ЛУКОЙЛа' в США и дает компании 17 процентов бензинового рынка в забитом автомашинами штате Нью-Джерси. Сегодня у 'ЛУКОЙЛа' в Америке на 400 заправочных станций больше, чем в России (1700).
Объединение всех этих разных станций в единый механизм не очень волнует Глузмана. 'Мы заключили сделку в мае, а к октябрю я уже и забыл, что мы что-то покупали', - говорит он. В то время как большинство нефтяных компаний сокращает свою сеть розничной продажи, а станции операторов еле сводят концы с концами, 'ЛУКОЙЛ' расширяется. 'Конечно, мы еще будем покупать, - заявляет Глузман, - после оформления заправочных станций'.
В начале будущего года 'ЛУКОЙЛ' начнет вешать свои яркие красно-белые флаги над заправками 'Mobil' в Нью-Джерси и Пенсильвании. На церемонии открытия будут диск-жокеи, батуты, воздушные шары, распродажи и подарки, реклама и раздача кредитных карточек. Часть 30-миллионного бюджета 'ЛУКОЙЛа', предназначенного на маркетинг, будет потрачена на спортивные соревнования. 'Мы хотели привлечь к рекламе хоккейные команды Филадельфия 'Флайерс' и 'Нью-Джерси Девилз', вставив логотип 'ЛУКОЙЛа' в лед на их площадках. Но поскольку хоккейный сезон в этом году приостановлен, возможно, мы попробуем привлечь баскетбол', - говорит Глузман.
После смены торговой марки на станциях 'Mobil' ряд заправок 'Getty' тоже приобретет новый вид, как самая первая, что на Манхэттене. 'Наши станции получат свою новую торговую марку и будут соответствовать международным стандартам 'ЛУКОЙЛ'', - говорит Алекперов. А каковы же российские стандарты? Там туалеты чище? Или вежливее обслуживание?
В штаб-квартире американского отделения 'ЛУКОЙЛ', что находится в Нью-Йорке на Лонг-Айленде, Глузман просматривает рекламный альбом под названием 'Какой должен быть дизайн у процветающей заправочной станции'. Он открывает страницу, где показан навес заправочной станции 'ЛУКОЙЛ' в форме буквы К, построенной где-то в Восточной Европе. 'Смотрите, наш дизайн получает награды', - хвастается он.
Станции сверкают неоновыми огнями так ярко, что их можно увидеть с луны. Абсолютно понятно, какая компания владеет ими.
В России бензин 'ЛУКОЙЛ' знают и уважают. До недавнего времени компания добавляла в свой бензин красный или белый краситель, чтобы ее продукцию можно было отличить от подделок. Но в США компании придется вести свою первую битву за то, чтобы убедить клиентов, что их любимую заправку перекупили не мошенники, качающие бензин сомнительного происхождения. А для этого понадобится нечто большее, чем воздушные шарики.
Глузман и Де Лорентис провели анализ, чтобы узнать реакцию клиентов. Произвольно выбранных водителей просили поделиться впечатлениями до заправки и сразу после нее. 'Большая часть покупателей понятия не имела, откуда их бензин', - говорит Джозеф Швирц из фирмы 'First International Resources', которую 'ЛУКОЙЛ' привлек для проведения маркетинговых исследований. Многие из них думали, что, заправляясь на станциях 'British Petroleum', они покупают английский бензин. Однако бензин 'British Petroleum' могут получать как из венесуэльской нефти, так и из нефти Северного моря.
Затем исследователи рынка задавали водителям вопрос, знают ли они что-нибудь о компании 'ЛУКОЙЛ'. Большинство ничего не слышало. 'Но когда мы объясняли, что 'ЛУКОЙЛ' - это крупная международная нефтяная компания с центром в России, мы в целом получали позитивную реакцию', - говорит Швирц. Его команда обнаружила, что покупатели часто были рады, что покупают не ближневосточный бензин.
Поможет ли 'ЛУКОЙЛу' в реализации бензина то, что он из России? Возможно - компания говорит о том, что после переоформления заправочных станций объемы продаж возросли. Но проблема в том, что продаваемый здесь компанией бензин не российский. Пока.
Большинство российских портов слишком мелководно для прохода танкеров. Поэтому основная часть российской нефти остается в Европе. В России ее так много, что она продается по 24 доллара за баррель. Алекперов годами проталкивает идею открытия нефтяного терминала в незамерзающем порту Мурманска, через который можно будет осуществлять трансатлантические поставки нефти. Однако строительство новых трубопроводов и портов может занять годы, а тем временем Алекперов проводит сложные маневры в Москве, пытаясь переиграть тех, кто хочет поставлять больше нефти в Китай и Японию. В США "ЛУКОЙЛ" заполняет свои резервуары бензином, приобретаемым по оптовым ценам, большей частью у "ConocoPhillips" по соглашению, подписанному в мае одновременно с покупкой заправок "Mobil".
Зачем покупать тысячи заправочных станций в США, если нет возможности для переправки российской нефти в Америку?
'Сначала нам нужно было наладить систему розничной продажи', - объясняет Глузман. Его московский босс надеется поставлять сырую нефть напрямую в США уже в 2007 году через собственные терминалы "ЛУКОЙЛа" в северной Сибири. Оптимистично настроенный "ЛУКОЙЛ" приобрел восемь терминалов на атлантическом побережье от Нью-Арка до Провиденс. В конце 2004 года компания возьмет в аренду бензохранилища в нью-йоркской гавани.
Алекперов разочаровал инвесторов, которые надеялись, что он выкачает больше барышей из своих нефтяных скважин. Именно так сделал Ходорковский, когда он якобы уволил из компании пьяниц и сделал "ЮКОС" более прозрачным. Но Алекперов, владеющий по меньшей мере десятью процентами акций "ЛУКОЙЛа" (у работников компании примерно 11 процентов), возражает против заявлений критиков. 'Если бы мы хотели, то могли бы спокойно сидеть на своих запасах и выплачивать сами себе огромные дивиденды, - говорит он, - вместо этого мы вкладываем огромные суммы, покупая права на добычу нефти и разрабатывая новые месторождения'. А также новые торговые марки.
_______________________________________________________
Архив ИноСМИ.Ru:
Иван у трубы ("The Economist", Великобритания)