Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Тигран Закоян, за что мы ему крайне признательны
____________________________________________________________
Ужесточение контроля над неправительственными организациями (НПО) со стороны режима Путина подается на Западе как еще один пример свирепого авторитаризма и антизападной паранойи русских. Но, хотя авторитаризм Путина могут отрицать только его отпетые апологеты, на самом деле вопрос заключается в другом - является ли наступление на НПО лишь симптомом классической паранойи тирана, или, возможно, оно обосновано вескими соображениями?
Если режим Путина и страдает паранойей, то случай с крупнейшей НПО Freedom House - американской неправительственной организацией, примелькавшейся в этих краях больше других, особенно в связи с 'подталкиванием к демократии' - явная иллюстрация к изречению Генри Киссинджера (Henry Kissinger): 'Даже если у вас паранойя, это не значит, что вас не преследуют'.
Freedom House была основана как довольно безвредная организация в 1941 году Элеонор Рузвельт (Eleanor Roosevelt), супругой президента США и одной величайших современных поборниц прав человека, и Венделлом Уилки (Wendell Willkie), кандидатом в президенты от республиканцев в 1940-м году. Они объединили широкий спектр представителей американского политического мэйнстрима, чтобы избежать обвинений в идеологической ангажированности. НПО была основана, как сказано у них на вебсайте, исходя из 'возрастающей угрозы миру и демократии... <и была> решительным поборником демократических ценностей и стойким оппонентом диктатуры крайне левых и крайне правых'.
Кто же сегодня те крайние лево-правые диктатуры, которым стойко противостоит Freedom House?
Джеймс Вулси (James Woolsey), возглавлявший последние три года Freedom House и только недавно оставивший этот пост, заявил в октябрьском интервью радио 'Свободная Европа', что Россия - одна из основных, если не главная мишень. 'Для нас это воистину большая честь - президент Путин, во главе с которым правительство толкает Россию к фашизму, раскритиковал деятельность НПО, в том числе и Freedom House, направленную на то, чтобы поддержать движение к демократии на Украине' - сказал он.
Он назвал Россию 'фашистской' несколько раз на протяжении интервью. 'Было время в начале 90-х, когда мы сотрудничали с секретными службами Росии, но теперь они, очевидно, решили попытаться возложить вину за свое скатывание к фашизму на западные спецслужбы' - говорит он. 'Мистер Путин и его дрейф к фашизму в России противоречат ходу Истории. Им не добиться успеха ... в конечном итоге их ждет поражение'.
Вся это воинственная риторика была бы простительна и даже похвальна в устах настоящего борца за права человека, который делом заплатил за право на такие высказывания. Но это Джеймс Вулси - явление, наиболее близкое в Америке к понятию 'чернорубашечник' (если мы позволим себе лишний раз злоупотребить этим словом так же, как это делает он сам). На самом деле это уже почти смешно - свихнувшиеся ультраправые интриганы, воплощение черного юмора, расплодились в эпоху Буша в таких количествах, что во главе НПО наподобие Freedom House, всегда пользовавшейся доброй славой, оказалась самое бесчестное существо (nefarious vertebrate), когда-либо осквернявшее собой властные структуры Америки. Вы могли бы подумать, что Вулси, твердолобый неоконсерватор (neocon goon) и бывший глава ЦРУ, мог бы найти себе занятие получше, чем представлять организацию, которая - и это ясно, как божий день - больше подходит кому-нибудь наподобие Джимми Картера (Jimmy Carter). Но, повторюсь, больше всего пугает именно то, что его появление в этой роли не случайно.
Небольшая предыстория: Вулси, помимо всего прочего, был одним из создателей и участников 'Проекта Новой Американской Эпохи' (ПНАЭ) - авангарда неоконсерваторов, призывавшего в 1997 году: к массовому перевооружению США для достижения полного превосходства по всему спектру вооружений; к агрессивному использованию американской мощи, включая военную, для достижения и обеспечения глобального доминирования США; ко вторжению, оккупации и демократизации Ирака. Как знает большинство наблюдателей из лагеря противников Буша, сторонники ПНАЭ во всеуслышание жаловались на то, что их имперские амбиции вряд ли будут поддержаны американским народом: 'Процесс преобразований, даже если он ведет к революционным изменениям, видимо, будет весьма длительным, если какое-нибудь катастрофическое событие не послужит катализатором - что-то вроде нового Перл-Харбора'. Что-то вроде 11 сентября, а? Надо же, как удачно!
Две основные цели Freedom House связывают ее с Россией: 'Борьба с враждебными интересам и ценностям США режимами; поддержка политической и экономической свободы за пределами США'.
Список мрачных достижений Вулси впечатляет. Он участвовал в создании печально известного Иракского Национального Конгресса - источника 'доказательств' наличия у Ирака оружия массового поражения. Он также работал на Центр Политики Безопасности, возглавляемый другим твердолобым консерватором (goon) - Фрэнком Гаффни (Frank Gaffney), тем самым, что в 2004 году публично советовал Бушу сравнять с землей Фаллуджу, что Буш и сделал, вторгнуться в Иран и Северную Корею, чего Буш не может, но, возможно, попытается сделать, а также принять 'соответствующую стратегию для борьбы со все более фашистской торговой и военной политикой Китая, возрастающим авторитаризмом Владимира Путина у себя дома и его агрессивностью по отношению к республикам бывшего СССР, всемирным распространением исламофашизма'. Заметьте, что Гаффни, подобно Вулси, ставит знак равенства между 'исламофашизмом' и путинской Россией, строя из России смертельного врага, стремящегося уничтожить США.
Кстати, о фашизме: Вулси также является сопредседателем 'Комитета по текущим угрозам', крайне правой группы (правые, как настоящие большевики, любят слово 'комитет'), ставшей известной в начале 50-х благодаря трехмесячной телевизионной кампании запугивания 'текущими угрозами' по отношению к США со стороны Советского Союза, после чего комитет постепенно развалился. В 2004 году деятельность комитета была возобновлена, и его управляющий, Питер Хеннфорд (Peter Hannaford), был вынужден подать в отставку, когда его фирму уличили в лоббировании интересов австрийского фашиста Йорга Хайдера (Joerg Haider).
Еще Вулси на страницах Wall Street Journal хвалился тем, что Агентство национальной безопасности (National Security Agency) использовало свою международную систему подслушивания ECHELON для шпионажа за европейскими компаниями с целью предоставления крупным корпорациям США конкурентных преимуществ. Но с какой стати? 'Мы за вами шпионили, потому что вы взятки даете'- вот его аргументы. Как и в случае с Freedom House, Вулси злоупотребляет мощью США совершенно непостижимым образом, а потом обвиняет противную сторону в нецивилизованном поведении, которым они нас, конечно, и спровоцировали.
Это краткое досье важно для понимания того, что назначение Вулси главой Freedom House - не просто странный или комически-зловещий шаг, это - шаг вполне преднамеренный. Freedom House - лишь один из множества эффективных инструментов, использованных для проведения в жизнь политики, изложенной в ПНАЭ, именно в этом свете такое 'перекрестное опыление', когда типы вроде Вулси в одно и то же время возглавляют правозащитные НПО и задают тон в среде ультраправых, имеет определенный смысл.
Под началом Вулси Freedom House сыграл ключевую роль в проамериканских революциях в Грузии, Украине и Киргизии - в первом приближении их модель была обкатана путем тайной поддержки первой 'цветной' революции в Сербии в 1999 году. Согласно статье в Washington Post от 11 декабря 2001 г, озаглавленной 'Американский советник руководил оппозицией Милошевичу', 'оплачиваемые США консультанты играли ключевую закулисную роль практически во всех аспектах деятельности противников Милошевича. Организовывали контрольные опросы, обучали тысячи оппозиционных активистов и помогали организовать жизненно важный параллельный подсчет голосов. Налогоплательщики США оплатили 5000 баллончиков с краской, использованных студенческими активистами для нанесения агитационных граффити против Милошевича на стенах по всей Сербии, а также 2.5 миллиона наклеек со слоганом 'Ему конец', который стал девизом революции.
Ведущую роль сыграли госдепартамент и Американское агентство по международному развитию, правительственное международное агентство, которое направило средства через коммерческих подрядчиков и некоммерческие группы, такие как NDI и его республиканский аналог, Международный республиканский институт (IRI)'.
Деятельность Freedom House включала также печать массовым тиражом книги Джина Шарпа (Gene Sharp) 'От диктатуры к демократии: концептуальная структура либерализации', которую использовала в качестве пособия сербская студенческая оппозиционная группа 'Отпор'. Эта группа стала моделью для оппозиционных студенческих движений всех последующих цветных революций, включая украинскую 'Пора' и грузинскую 'Кмера'.
На Украине Freedom House помогла организовать 'крупнейшую региональную систему гражданского мониторинга выборов', куда было вовлечено более чем 1000 подготовленных наблюдателей. Они также организовали имевшие важнейшее значение экзит-поллы, показавшие, что на самом деле победил Ющенко, - это придало революции ее моральную энергию - точно так же, как сработали заботливо организованные эксит-поллы в Сербии и Грузии.
В Киргизии Freedom House предоставила три типографских станка оппозиционной газете 'Новости моей столицы', которая печатала тексты, проклинающие тогдашнего президента Акаева и его семью за коррупцию. Когда киргизские власти отключили электричество в офисе газеты, Freedom House доставила аварийные дизель-генераторы, чтобы они могли продолжить работу - генераторы, предоставленные посольством США.
Моральные хитросплетения в этой полной интриг истории весьма запутанны, так как Freedom House оказывалась на стороне 'хороших парней' во многих из этих битв. С другой стороны, принимая во внимание достаточно мрачные результаты революций в Киргизии и на Украине, трудно сказать, что выиграно и что потеряно - не считая, конечно, успехов в расширении американской мощи и влияния.
На самом деле Freedom House не всегда на стороне 'хороших парней', чему свидетельством не только выбор его главы, но и состав правления - набор мультяшных злодеев (cartoon-villains), включающий таких перворазрядных монстров как Дженн Киркпатрик (Jeanne Kirkpatric) и Кеннет Адельман (Kenneth Adelman) - тот самый Адельман, автор знаменитого предсказания, гласящего, что война в Ираке будет 'прогулкой'. В число спонсоров Freedom House входят Фонд Линды и Гарри Брэдли (Lynde and Harry Bradley Foundation), крайне правый фонд, действующий в интересах крупного бизнеса, который, помимо прочего, в 60-х годах занимал твердую позицию против ликвидации расовой дискриминации, и как-то поддержал академическую группу, продвигавшую теорию 'кривой Белла', согласно которой чернокожие генетически проигрывают белым в умственном отношении. В первые годы после войны во Вьетнаме Freedom House доказывала, что американская интервенция оправдана, потому что - ну, вы догадались - она способствует распространению демократии. Но почему они так делали? Потому что это и есть их работа. Они агитируют в интересах американских правых, цинично используя призывы к демократии и правам человека в нужные моменты, когда это срабатывает в пользу глобальной миссии правых.
В более поздние времена Freedom House плечом к плечу с крайне правыми выступала против присоединения Америки к Международному уголовному трибуналу (по иронии судьбы используя в точности тот же фальшивый аргумент, что и министерство обороны - мол, государства-изгои наподобие Северной Кореи смогут выдвигать обвинения против американских 'миротворцев' за преступления против человечности). И сегодня они все еще отказываются осудить и даже упоминать о незаконной тюрьме в Гуантанамо, используя те же доводы, что и администрация Буша (якобы там содержатся участники 'незаконных вооруженных формирований', а не военнопленные, и к ним неприменима Женевская конвенция).
Одной из наиболее одиозных структур, которым Freedom House придала импульс в 1999 году, является Комитет за мир в Чечне - прочеченская 'благотворительная' группа, возглавляемая печально известным русофобом времен "холодной войны" Збигневом Бжезинским (Zbigniew Brzezinski). Это единственный промусульманский благотворительный проект, запущенный Freedom House. Среди членов комитета - вновь Джеймс Вулси, знаменитый борец с исламофашизмом, так же как 'прогулочник' Адельман, Вильям Кристол (William Kristol) - 'Weekly Standard', и Макс Кампельман (Max Kampelman), являющийся также почетным председателем Freedom House и еще одним участником 'Проекта Новой Американской Эпохи'. С чего бы это Вулси, Бжезинский и прочая твердолобая ультраправая гвардия среди всех притесняемых в мире мусульман даровали свое горячее сочувствие чеченцам и только чеченцам? Надеюсь, вы начинаете понимать истоки 'паранойи' режима Путина.
Freedom House также наметила уязвимые места для для Хизб-ут-Тахрир (Hizb-ut-Tahrir), радикально-исламистской оппозиционной группы в Узбекистане и Киргизии, перед началом соответствующих революций. Сотрудничество Freedom House с HuT было заявлено властями Узбекистана в качестве единственного основания для выдворения Freedom House из страны.
С 2002 года ежегодные отчеты Freedom House использовались Белым Домом в качестве основы для распределения международной помощи, в основном через 'Корпорацию Вызовов Тысячелетия' ( Millennium Challenge Corporation). Эти отчеты также регулярно цитируются и американскими СМИ, и Конгрессом. С 2004 года Россия помещена в самый конец рейтинга - объявлена 'несвободной' наряду с подлинно тираническими режимами наподобие Северной Кореи и Ливии. Для тех из нас, кто живет здесь, даже для тех, кто против избранного Путиным курса, это не только удивительно, но и противно - это пример "морального релятивизма" худшего свойства, того самого, которое те же правые постоянно ставят другим в вину.
Интересно, что такая феодальная монархия, как Кувейт, стоит в рейтинге 'свобод' выше России, а Египет, где пожизненный диктатор Мубарак (Mubarak) недавно 'выиграл' очередные выборы с 89 процентами голосов, а затем посадил своего соперника на пять лет, удостоился похвалы и повышения рейтинга за предположительную поддержку в создании нескольких женских групп. В чем разница между Кувейтом и Россией? Вернемся к 'Проекту Новой Американской Эпохи': одна страна 'продвигает' американские интересы, а другая противостоит им. Поэтому вторая, Россия - 'несвободная' и 'фашистская'.
В свете этой истории становится невозможным слушать оруэлловское блеяние администрации Буша, стремящейся сохранить полученную во времена Ельцина свободу действий финансируемых из-за границы НПО, на тему 'гражданского общества' и 'демократии'. Фактически, отказ от ужесточения контроля был бы самоубийственен для российских властей. Вулси сам охарактеризовал отведенную НПО роль: 'Я думаю, важно именно помочь построить гражданское общество, студенческие организации, НПО и другие структуры, столь ненавидимые ФСБ и Путиным'. Тут речь не о гражданском обществе, а о борьбе за американские интересы.
В сентябре 2005 года Вулси ушел со своего поста главы Freedom House. Новым главой стал Питер Аккерман (Peter Ackerman). Уже не удивляет то, что Аккерман также возглавляет Международный центр ненасильственных конфликтов (International Center on Nonviolent Conflict), организацию, которая помогает в подготовке и снабжении разноцветных революций. Их вебсайт сообщает, что ICNC 'разрабатывает и поддерживает использование гражданских, невоенных стратегий в становлении и защите демократии ... предоставляет помощь в обучении и развертывании групп советников на местах для углубления концептуальных знаний и практических умений в применении ненасильственных стратегий в конфликтах по всему миру там, где возможен прогресс в направлении демократии и прав человека'.
Таким образом, сеть НПО управляется всем известными американскими империалистами, теми, кто постоянно и агрессивно атакует Россию за 'фашизм', побуждает к изоляции и конфронтации с Россией, воспринимаемой ими как такая же угроза американской гегемонии, как исламофашизм. А потом они вопят о правах человека - когда российской правительство решает обуздать их активность на российской территории.
А самым трагичным во всем этом является то, что воистину замечательные, отважные неправительственные организации, такие как 'Мемориал' и Комитет солдатских матерей, пострадают из-за того, что Вулси с компанией злоупотребляют ролью НПО. В конечном итоге удар будет нанесен по гражданскому обществу, демократии и правам человека, и тем самым бушевская свора получит аргумент в пользу ужесточения борьбы с Россией. А народ России, как всегда, попадет под перекрестный огонь в жестокой и беспощадной игре, где такие слова, как 'свобода' и 'суверенитет' - не более чем предательские орудия (trojan horse weapons), используемые в войне одной элиты против другой.
____________________________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Тигран Закоян
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей