Новый закон, ограничивающий деятельность как российских, так и международных неправительственных организаций в России считается еще одним признаком того, что Россия совершает отход от демократии.
19 января, после того, как в России увидел свет окончательный вариант закона, Государственный департамент сделал заявление, в котором призвал российские власти к тому, чтобы выполнение этого закона "не сузило жизненное пространство гражданского общества России".
Закон устанавливает ограничения на учреждение, регистрацию, финансирование и расходы российских неправительственных организаций и их международных партнеров. Например, ни одна организация, действующая на территории России, не может иметь в качестве учредителей или членов лиц, причастных к отмыванию денег или занимающихся деятельностью, расцененной судом как "экстремистская". Определение экстремизма будет даваться слабой российской судебной системой. Возглавляемое Соединенными Штатами международное сообщество, обеспокоенное запретительным характером законопроекта, уделило этому вопросу самое пристальное внимание. Это привело к определенным уступкам со стороны Государственной Думы, в том числе и к пересмотру некоторых ограничений, например, таких, как запрет гражданам других государств быть членами действующих в России НПО.
Дмитрий Саймс, издатель журнала "National Interest" и президент вашингтонского Центра Никсона, сказал, что данный вопрос не ограничивается одним лишь законом.
"Проблема заключается не в какой-либо законодательной норме ... закон о НПО после всех внесенных в него изменений - не такой уж и плохой закон, - сказал Саймс, выступая 24 января на форуме, посвященном российской демократии. Однако, отметил он, все шаги, сделанные Кремлем для реструктуризации внутренних связей гражданского общества, в совокупности ведут к уменьшению российского политического пространства. - Путин и его соратники уничтожили систему сдержек и противовесов. Они уничтожили не только политические, но и экономические и социальные силы, способные бросить вызов властям".
Дуглас Ратзен (Douglas Rutzen), президент Международного центра законодательства о некоммерческих организациях, сказал, что данное явление наблюдается во всем мире. "Законодательство стало одним из предпочитаемых орудий ограничения гражданского общества, - сказал он. - Мы видим подобные тенденции в Азии, Африке, на Ближнем Востоке и в латинской Америке - власти делают недовольство незаконным".
Государственный департамент уже высказывал недовольство подобными тенденциями в России. В интервью CBS в апреле 2004 года государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) выразила обеспокоенность Соединенных Штатов "определенными тенденциями" в развитии демократии, и упомянула председательство России в "Большой восьмерке" как повод к возврату в нормальное русло.
"России предоставляется возможность продемонстрировать, что она понимает, что членство в "восьмерке" накладывает определенные обязательства и ответственность по отношению к демократическому развитию, свободным рынкам, свободной торговле, - сказала Райс корреспонденту CBS Уайатту Эндрюсу (Wyatt Andrews). - Остальные члены "Большой восьмерки" принимают эти принципы. И в связи с этим Россия так же должна будет принять эти принципы".
Вот уже почти месяц, как длится 2006 год, а Путин не демонстрирует движения ни в сторону демократического развития, ни в сторону свободной торговли. В тот самый день, когда Россия заняла место председателя "восьмерки", российский поставщик природного газа "Газпром" прекратил поставки газа Украине из-за спора о ценах. Кремль и "Газпром" настаивали, что ценовая война была чисто экономической борьбой, однако политическая точка зрения Москвы заключалась в отказе от субсидирования президентства Виктора Ющенко.
"Администрация Путина посмотрела на оранжевую революцию, на все цветные революции на Украине, в Киргизии и в Грузии и испугалась, - сказал ведущий научный сотрудник Фонда Наследие (Тhe Heritage Foundation) Ариэль Коэн (Ariel Cohen). - Там решили, что Запад намеренно дестабилизирует постсоветские режимы путем финансирования НПО. Россия приняла меры по ограничению финансирования и установлению над ним контроля, а также к деполитизации деятельности этих организаций".
Российское законодательство не предусматривает снижение налогов для тех, кто перечисляет средства благотворительным организациям, говорит Коэн. Поэтому у российских НПО гораздо меньше отечественных спонсоров, чем у американских организаций. Новый закон позволяет администрации Путина еще больше ослабить относительно молодые и уязвимые неправительственные организации путем создания регулирующих органов для пресечения и без того уже скудного западного финансирования.
"Вступление в силу закона о НПО - еще не конец истории, - считает Дуглас Ратзен. - Самый главный вопрос заключается в том, как этот закон будет исполняться".
Этот закон - лишь начало волны законодательных актов, причем не только в России, но и во всем регионе. "Российское правительство рассматривает еще ряд законодательных инициатив, затрагивающих гражданское общество", - сказал Ратзен.
Томас Мелиа (Thomas O. Melia), заместитель директора некоммерческой организации "Freedom House", наблюдающей за уровнем свободы демократических институтов в странах переходного периода, сказал, что власти Казахстана и Узбекистана уже разрабатывают законодательство, похожее на российский закон.
Данный закон появился в разгаре более широкой кампании по принижению и осуждению роли НПО в общественном мнении. И Кремль, и спикер Государственной Думы Борис Грызлов заявили, что неправительственные организации являются прикрытием для разведывательной деятельности и финансирования правозащитных групп иностранными спецслужбами, приводя в качестве доказательств недавнее разоблачение секретных передач британских дипломатов.
Николас Гвоздев (Nikolas K. Gvosdev), старший научный сотрудник Никсоновского центра, называет отход Путина от демократического руководства в западном стиле "управляемым плюрализмом". В 2004 году Гвоздев писал: "Команда Путина увязла в парадоксе: признавая огромную ценность плюралистического, соревновательного общества, она опасается, что ничем не сдерживаемый плюрализм - особенно в отсутствие сильных промежуточных институтов - будет губителен для России".
По словам Мелиа, этот закон может стать легальным механизмом для ограничения деятельности местных и международных НПО. Это только создаст дополнительные препятствия для посреднических организаций и сделает правление Путина, как говорит Мелиа, "больше управляем, чем плюралистическим".