14 февраля 2006 года. По сообщениям российских новостных агентств, крупнейшая российская нефтедобывающая компания "Лукойл" хочет купить нефтеперегонные заводы в Европе и Америке и планирует крупные приобретения.
Генеральный директор компании "Лукойл" Вагит Алекперов сказал президенту Путину, что его компания готова купить на западных рынках важные нефтеперерабатывающие предприятия, чтобы попытаться извлечь больше прибыли из своей продаваемой по низким ценам нефти.
Эта российская компания сделала заявку на приобретение нефтеперегонного завода "Мажейкю Нафта" (Mazeikiu Nafta) в Литве, где ее соперница, сибирская нефтедобывающая компания ЮКОС, продает контрольный пакет акций, стоящий, якобы, более 1 млрд. долл. США.
"Мы теряем уйму денег, продавая свою сырую нефть по цене марки "урал". Но этого не будет, если мы выйдем прямо на своих конечных потребителей. В таком случае доходы останутся в России", - сказал г-ну Путину г-н Алекперов. - Я говорю главным образом о нефтеперегонных заводах. Это позволит нам переключиться с розничной продажи сырой нефти на работу с нашими конечными потребителями".
На долю компании "Лукойл", имеющей 20 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) разведанных запасов нефти и природного газа, приходится пятая часть всего добываемого в России объема сырой нефти. В прошлом году она заключила соглашение с американской нефтяной компанией "ConocoPhillips", которая приобрела 16% акций компании "Лукойл".
Эта российская компания владеет 600 автозаправочных станций (АЗС) в Европе и примерно 2000 АЗС - в Соединенных Штатах. Однако у компании "Лукойл" нет нефтеперегонных заводов за пределами России. Отсутствие промежуточного звена между нефтяной вышкой и потребителем не позволяет этой компании извлекать более высокую прибыль из своей сырой нефти марки "урал", которая продается по более низкой цене, чем такие добываемые в Северном море нефтяные смеси, как "Брент".
Построенный 25 лет назад бывший советский нефтеперегонный завод "Мажейкю Нафта" был бы идеальным для компании "Лукойл", поскольку этот завод уже подключен к магистральному нефтепроводу сибирских нефтяных месторождений. Однако процесс продажи-покупки данного предприятия вплетен в российскую и балтийскую политику. Первоначальные попытки российской государственной нефтедобывающей компании "Роснефть" заблокировать продажу 54% акций этого завода, принадлежащих компании ЮКОС - которую когда-то возглавлял ныне сидящий за решеткой магнат Михаил Ходорковский - не удались, а окончательный список желающих участвовать в торгах должен был быть составлен еще пару недель назад.
Опасения в связи с установлением российского контроля над крупнейшим латвийским промышленным предприятием могут расстроить амбициозные ожидания также и компании "Лукойл". Согласно предыдущим сообщениям, правительство Латвии уже отказало двум российским претендентам: отклонило заявку ТНК-BP, российского дочернего предприятия британской нефтяной группы, а также отклонило совместную заявку компаний "Лукойл" и "ConocoPhillips".
ЮКОС настаивает, что правительство Литвы имеет на этом аукционе право первой руки при покупке пакета акций, но не имеет права выбирать покупателя. В число конкурирующих претендентов на покупку этого пакета акций входят польский нефтеперегонный завод "PKN Orlen" и казахстанская государственная энергетическая компания "Казмунайгаз" (KazMunaiGaz), однако ни одна из вышеперечисленных компаний не сумеет с легкостью поставлять свою нефть на данный нефтеперегонный завод.
К другим событиям. "Роснефть" вчера заявила, что ее прибыли за первые 9 месяцев 2005 года увеличились в 6 раз, с 620 млн. до 3,7 млрд. долл. Резкий рост прибылей этой государственной компании, которую готовят к частичной приватизации, последовал за захватом "Роснефтью" производственного предприятия компании ЮКОС "Юганскнефтегаз".
"Соответственно, без учета этого обстоятельства нельзя сравнивать результаты работы за 9-месячный период", - заявила компания.