Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Экстремист' - новый 'враг народа' путинской России

В России образца 2007 года экстремист заменил собой 'врага народа' века минувшего

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для начала отгадайте загадку. Кто из этих двух людей является экстремистом? Выберете нужное. А) молодой человек, который стучит кулаком по машине посла страны-члена Евросоюза и срывает с нее государственный флаг. Б) Пожилой человек шестидесяти лет, который выходит на мирную демонстрацию в защиту ветеринаров, которых, по его мнению, несправедливо обвинили в незаконном сбыте этилового эфира. В России 2007 года правильным ответом будет вариант Б)

Для начала отгадайте загадку. Кто из этих двух людей является экстремистом? Выберете нужное. А) молодой человек, который стучит кулаком по машине посла страны-члена Евросоюза и срывает с нее государственный флаг. Б) Пожилой человек шестидесяти лет, который выходит на мирную демонстрацию в защиту ветеринаров, которых, по его мнению, несправедливо обвинили в незаконном сбыте этилового эфира.

В России 2007 года правильным ответом будет вариант Б). Пожилого человека, о котором идет речь, зовут Лев Пономарев. Исполнительный директор ОД 'За права человека', он является видной фигурой российского диссидентства. 4 июля он был вызван в ФСБ (бывший КГБ), где его допрашивали в течение сорока минут. Офицер ФСБ усмотрел признаки экстремизма в выступлении Пономарева на митинге, который состоялся. . . пять месяцев назад. Молодой человек, который был среди тех, кто 3 мая блокировал машину посла Швеции, является членом пропутинского молодежного движения 'Наши'. Того самого, активисты которого в конце апреля вели осаду посольства Эстонии под снисходительным присмотром полиции.

В российском уголовном кодексе 'экстремизму' как правонарушению дается четкое определение. За последние недели увеличилось число лиц, подозреваемых в экстремизме. Гарри Каспарова, чемпиона мира по шахматам, который ныне является лидером оппозиционной коалиции 'Другая Россия', весной также вызывали на допрос в ФСБ. Следователь провел с ним вежливую беседу с целью установить факт преступления, экстремизма. Действительно, лидер оппозиции нарушил запрет на проведение демонстрации. И никого не волнует, что российская конституция 1993 года гарантирует свободу манифестаций.

Владимира Прибыловского также подозревают в экстремизме. 1 июня ФСБ произвела обыск в московской квартире этого политолога и конфисковала его компьютер. По официальной версии спецслужбы заинтересовались его расследованием убийства бывшего генерала ФСБ и искали в документах 'экстремистские заявления'. Тот факт, что Прибыловский вместе с эмигрировавшим в США Юрием Фельштинским подготовили к печати биографию Владимира Путина, несомненно, не имеет к случившемуся никакого отношения.

В мае были изъяты 150000 экземпляров газеты, издающейся коалицией 'Другая Россия'. Власти и там искали 'следы экстремизма'. Подобных примеров можно привести еще много.

Когда Владимир Путин пять лет назад инициировал этот законопроект об экстремизме, официально целью являлась борьба с волной преступлений на почве расовой ненависти. Которых, кстати, с тех пор меньше не стало. Ряд комментаторов называют этот законопроект 'законом против скинхедов'. Некоторые представители власти искренне хотят бороться с разжиганием расовой и религиозной ненависти. Они достигли на этом поприще явных успехов. Но при этом случаются перегибы, напоминающие другую эпоху. Например, в настоящее время прокуратура расследует дело о художественной выставке, проходившей в марте сего года. На ней выставлялись произведения искусства, запрещенные в советскую эпоху. Например, картины, на которых вместо лика Христа была нарисована мордашка Микки Мауса. Конечно, подобные творения могут шокировать публику. Но российское правосудие хочет выяснить, не подстрекают ли эти изображения Христа в маске к 'расовой и религиозной ненависти'. Преступление, которое грозит четырьмя годами лишения свободы.

Правозащитники уже с 2002 года опасались принятия законопроекта, который значительно ограничит права и свободы. Ряд поправок в законодательство лишь укрепил их опасения. Самые последние изменения, принятые 6 июля Думой, ужесточают санкции, которым может подвергнуться газета, 'публично оправдывающая экстремистскую деятельность'.

В России образца 2007 года экстремист заменил собой 'врага народа' века минувшего. Сегодня на смену антисоветской пришла экстремистская деятельность. Определение этого правонарушения носит настолько общий характер, что становится невозможно опротестовать обвинение в его совершении. Правозащитник Лев Пономарев выражает опасения, что в преддверье президентских выборов 2008 года, любой чиновник сможет легко сводить счеты с противниками, обвиняя их в экстремизме.

Когда Владимира Путина спрашивают о состоянии демократии в его стране, он не устает повторять, что любой гражданин России имеет право участвовать в демонстрациях и критиковать президента. Потом он добавляет, что при этом соблюдение законов строго обязательно. В этом-то вся соль. 'Диктатура закона', которая, как утверждал Путин в 2004 году, является для него синонимом демократии, должна привести к установлению правового государства в России. Потихоньку ее начинает заменять 'закон диктатуры'. Закон об экстремизме является всего лишь одним из видов оружия в обширном законодательном арсенале, которым располагают власти.

У многих 'диссидентов' - например бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, кандидата в президенты - конфисковали компьютеры. Полиция искала пиратское программное обеспечение. С каким целенаправленным рвением защищают авторские права 'Microsoft' в стране, где сплошь и рядом наблюдаются нарушения прав интеллектуальной собственности.

Как известно, закон, что дышло. Члены семьи Анны Политковской, журналистки, убитой 7 октября прошлого года, недавно с огорчением отмечали, что в Москве оказалось невозможным назвать в ее честь улицу. За границей многие города уже выступили с подобной инициативой. В Москве препятствием послужил закон.

Согласно существующему постановлению, чтобы присвоить улице имя умершего человека, с его смерти должно пройти десять лет. Допустим. Но почему же тогда закон не послужил препятствием тому, что в Москве улица, носящая имя преданного Кремлю чеченского президента Ахмада Кадырова появилась спустя всего нескольких недель после его убийства в 2004 году?

______________________________________

Путин о протестах: "Жить надо по закону" ("The Wall Street Journal", США)

Cмелая левая оппозиция выступает против Кремля ("Christian Science Monitor", США)