Мартин Боллинджер/Martin Bollinger, вице-президент консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton. Кроме всего прочего, специализируется на изучении истории российского торгового флота, автор книги "Сталинские Корабли Рабов: Колыма, Флот ГУЛАГа и Роль Запада"/Stalin's Slave Ships: Kolyma, the Gulag Fleet, and the Role of the West.
______________________________________
Вопрос: Почему Вы заинтересовались историей советского торгового флота?
Боллинджер: Совершено случайно. Я всегда интересовался кораблями и морской историей. Однажды в Австралии я посмотрел телепередачу о ледоколе "Челюскин" и его попытке пройти по Северному Морскому пути в 1933-1934 годы. Это была драматическая история: "Челюскин" потерпел крушение, а его пассажиры остались ждать помощи на льдинах. Тогда США предложили Москве свою помощь, однако Сталин отказался ее принять. Телеведущий объяснил отказ советского лидера тем, что торговое судно "Пижма" также застряло среди льдов неподалеку, и что там погибло много политических заключенных.
Это меня заинтересовало. Я стал проверять факты и выяснил, что все было несколько не так. После этого, я опубликовал статью с описанием этой истории в академическом журнале, хотя до этого я никогда не публиковал научные статьи. Однако, можно сказать, с тех пор я "заболел" морской темой.
Вопрос: А почему Вас привлекла история о том, как в СССР использовались торговые суда для транспортировки заключенных?
Боллинджер: Меня интересует аккуратный и точный анализ узкоспециальных вопросов, через которые я потом показываю более широкие тенденции. Корабли мне интересны, потому что они огромные, дорогие, небыстрые и заметные. Если посмотреть на то, что происходило с морскими судами, то это проливает свет на более фундаментальные изменения, происходящие в то время. То есть, если изучать действия флота, то можно обнаружить нечто новое.
Я также заметил, что уровень исторических исследований на эту тему являлся довольно низким. Дело в том, что специалисты по российской истории не интересуются кораблями и поэтому, когда им что-то рассказывают о них, они полагаются на точность выданной им информации. На самом деле, все довольно легко проверяется. Много неправильных выводов было сделано только потому, что историки просто не выверяли факты.
Я интересуюсь русской историей, однако я далеко не эксперт. Я пользуюсь морской информацией, чтобы прояснить - что происходило в то время.
Вопрос: Вы сделали какие-нибудь открытия в ходе своих изысканий?
Боллинджер: Давно ходили слухи, что японский флот, в 1941 году тайно направлявшийся к Перл-Харбору, чтобы нанести внезапный удар по крупнейшей военно-морской базе США в Тихом океане, случайно встретил советский торговый корабль. Историки много размышляли на эту тему, но ни у кого ни дошли руки проверить точные маршруты советских судов, которые могли столкнуться с японским флотом вторжения.
Многие не знают, что в то время между портами США и СССР курсировало довольно много кораблей. США начали массовые поставки военных материалов (особенно много поставлялось бензина) во Владивосток почти сразу же после нападения Германии на СССР и задолго до того, как на СССР была распространена программа "ленд-лиза" (В марте 1941 года Конгресс США/Congress принял знаменитый закон о ленд-лизе/Lend-Lease Act. Закон предусматривал, что президент США имеет право дарить, сдавать в аренду, продавать и передавать иными способами услуги и военные материалы государствам, обороноспособность которых жизненно важна для США. К числу таких стран были отнесены Великобритания, ее колонии и доминионы, организация "Свободная Франция", Китай, а чуть позже и СССР - Washington ProFile). Грузовые судна ходили между двумя странами, используя различные маршруты. Например, корабли отходили от пирсов Сан-Франциско или Лос-Анджелеса и шли на север, после чего обходили Алеутские острова и потом спускались вдоль берега Камчатки.
Но люди не знали об этом. Все думали, что они шли обычным - южным - маршрутом. Но даже если бы они шли южным маршрутом, то при оценке расстояний, скорости хода и точного времени отбытия кораблей, становится очевидным, что крайне низка вероятность того, что кто-то из них встретил японский флот, направлявшийся к Перл-Харбору.
Я проверил записи в журналах, которые вели смотрители маяков, находившихся вблизи Аляски, чтобы точно узнать - проходили ли советские корабли там в 1941 году. Я убедился, что именно там они и проходили. После того, как я посмотрел на маршруты и зафиксировал позицию каждого советского судна в момент приближения японцев к Перл-Харбору, оказалось довольно легко понять, что ни одно из них не могло оказаться рядом с японским флотом.
Вопрос: Сколько торговых кораблей США построили для СССР?
Боллинджер: Если говорить о судах "ленд-лиза", то США поставили Советскому Союзу 117 сухогрузов. Часто историки насчитывают еще 4, однако это неправильно, точная цифра - 117.
Американские верфи работали на полную мощность, хотя в стране ощущался переизбыток кораблей еще с Первой Мировой войны. Поэтому, при начале программы "ленд-лиза", США передали суда СССР.
Вопрос: Каким образом суда иностранной постройки использовались во "флоте ГУЛАГа"?
Боллинджер: Флот ГУЛАГа состоял из пяти кораблей. Были и другие суда, которые временно использовались для этих целей. Корабли ГУЛАГа были приобретены Советским Союзом в разных странах: три были закуплены в Нидерландах, один - в Великобритании, один - в Швеции. Позже к ним присоединился один корабль американской постройки, в итоге их оказалось шесть.
Я считаю, что американцы не знали, как эти корабли будут использованы. Первые слухи о том, что происходило на Колыме, дошли до Запада только в 1943 году - после освобождения польских заключенных, которые перебрались на Запад. Странно, что вице-президент США Генри Уоллес побывал в этом регионе в 1944 году - он был в Магадане, но ничего не видел и не слышал про то, что там творилось. Меня поражает, как его могли так умело водить за нос.
Нет доказательств, что США до 1945 или 1946 года знали про то, что их суда использовались для перевозки заключенных. США также ремонтировали некоторые из этих кораблей, не зная про их назначение.
Вопрос: Как США отреагировали, узнав, что корабли их постройки использовались для транспортировки политических заключенных?
Боллинджер: К тому времени закончилась Вторая Мировая война, программа "ленд-лиза" была свернута и начался период соперничества между США и СССР. Эта история стала лишь одним из многих вопросов в контексте геополитической борьбы.
Вопрос: Почему СССР закупал суда за границей, а не строил их сам? Причиной был недостаток производственных мощностей или низкое качество постройки?
Боллинджер: И то, и другое. Судостроение в России было не очень развито, а то что существовало, в значительной степени было разрушено во время революции. Подавляющее большинство судов русского торгового флота, которые были на плаву в 1917 году, исчезли к 1926 году, в том числе и потому, что часть из них была захвачена другими странами. Первые советские корабли сошли со стапелей в конце 1920-х годов, в основном их строили в Ленинграде.
В то же время, Великая Депрессия крайне негативно повлияла на мировую торговлю, и поэтому на Западе оказалось много довольно новых кораблей, которые Москва крайне дешево приобрела в 1929 -1934 годы.
В 1934 году советское судостроение, обладавшее достаточно скромными мощностями, начало меньше производить торговых судов и перешло на военные рельсы - стартовало массовое строительство военно-морского флота. Как мне кажется, Москва ориентировалась в ситуации на мировых рынках и именно поэтому предпочла закупать корабли за рубежом. НКВД имел свою корабельную программу. Начальник их магаданского управления НКВД был отправлен в европейскую командировку, откуда вернулся с купленными кораблями.
Вопрос: Существовали ли различия в качестве советских и иностранных кораблей?
Боллинджер: СССР удачно использовал технологические инновации при производстве танкеров. Если мы посмотрим на образцы танкеров в 1930-х годов постройки, то легко заметить, что несколько самых интересных решений появились именно в Советском Союзе.
Однако в остальных сферах кораблестроения СССР отставал от западных стран. Часто бывало, что Москва заказывала несколько кораблей на западных верфях, а в СССР их использовали в качестве образцов для строительства своих кораблей. Только в 1950-е годы СССР стал догонять западных кораблестроителей - за исключением танкеростроения, в котором русские всегда преуспевали.
Вопрос: Как Вы оцениваете нынешнее состояние российского торгового флота?
Боллинджер: События последнего десятилетия мне напоминают ситуацию, существовавшую в в 1920-е годы. Российский флот сильно уменьшился по сравнению с уровнем 1950-1980-х годов, когда советский флот процветал. Тогда грузовместимость флота, состоявшего из 3.3 тыс. кораблей, составляла около 17 млн. тонн, без учета рыболовецкого флота, который тоже был очень большим. В 2007 году грузовместимость торговых флотов России, Украины, Эстонии, Латвии и Литвы составляла около 6.8 млн. тонн. То есть, 10 млн. тонн были утрачены за последние 20 лет - флот уменьшился более, чем наполовину.
____________________________________________________
Советы превосходят нас в кораблестроении' ("Вокруг света", Россия)
Американский адмирал русского флота (BBCRussian.com, Великобритания)
Нью-Йорк - база русского флота? ("The New York Times", США)
Увы, если разобраться, то именно флот погубил Россию ("Зеркало Недели", Украина)
'Пират-янки' - адмирал русского флота ("Вокруг света", Россия)