Способность угодить Москве, скорее всего, будет иметь важное значение при решении вопроса о том, станет ли новый лидер временного правительства Киргизии следующим президентом этой страны.
59-летняя Роза Отунбаева пообещала через шесть месяцев провести выборы для определения преемника свергнутого президента Бакиева, который привел в ярость Кремль, нарушив в прошлом году свое обещание закрыть американскую военно-воздушную базу около Бишкека. Эта база является важным маршрутом поставок грузов для проведения операций НАТО в Афганистане.
Влиятельный член временного правительства Омурбек Текебаев признал вчера, что Москва «сыграла свою роль в смещении Бакиева», хотя Владимир Путин это отрицает. Текебаев связал участие Москвы с судьбой американской базы в Манасе.
«Вы видели, как радовались в России, когда Бакиев был вынужден уйти. Так что теперь весьма вероятно, что сроки пребывания авиабазы США в Киргизии будут сокращены», отметил он.
Госпожа Отунбаева заявила, что Соединенные Штаты могут продолжить использовать базу в Манасе, однако высокопоставленный российский чиновник на условиях анонимности сообщил вчера, что Кремль надеется на то, что она закроет эту базу. По его словам, господин Бакиев нарушил свое обещание об удалении американцев из страны. «В Киргизии должна быть только одна база – российская», добавил он.
Многие рассматривают госпожу Отунбаеву как «чистую» фигуру, как человека, не запятнавшего себя скандалами и способного объединить соперничающие группировки для создания стабильного правительства. Госпожа Отунбаева считается также наиболее опытной политической фигурой страны. Она была послом в США и в Соединенном Королевстве, а также министром иностранных дел.
Хотя госпожа Отунбаева в настоящее время и возглавляет временное правительство, некоторые наблюдатели считают, что она является в определенной мере номинальной фигурой, представляющей двух влиятельных мужчин в оппозиции. Речь идет о Темире Сариеве, а также о бывшем премьер-министре Алмазбеке Атамбаеве. Москва, судя по всему, изучает возможные варианты, пытаясь определить, кто может быть ее наиболее надежным союзником в Средней Азии.