В понедельник вечером российский президент появился перед камерами с покрасневшими глазами и сделал мрачное заявление. Вооруженные банды безжалостно убивали узбеков на юге Киргизии – в регионе, который Россия до сих пор считает частью своей геополитической зоны влияния – и временное киргизское правительство умоляло Москву направить туда войска. Лидеры этой страны заявляли, что многие солдаты-киргизы отказываются стрелять в собственный народ, позволяя мародерам убивать узбеков и жечь их дома. Но президент Дмитрий Медведев вмешиваться отказался. По излюбленной российской претензии на роль старшего брата, каким она была в Советском Союзе, нанесен мощный удар, и эксперты говорят, что остальные союзники России начнут сейчас сомневаться в целесообразности своих взаимоотношений с Москвой.
Для сотен тысяч узбекских беженцев, бежавших от насилия и резни, российское бездействие это едва ли не предательство. "Люди просто кричат о помощи, - заявил в среду репортерам по телефону из Бишкека бывший премьер-министр Киргизии Феликс Кулов, - они боятся возвращаться домой и восстанавливать свое жилье, потому что невозможно понять, кто нападет на них в следующий раз, и защитит ли их милиция. Нам нужны иностранные миротворцы, и в таком кризисе только российское присутствие имеет смысл". Если своих миротворцев направят соседние среднеазиатские страны, добавляет он, военные могут занять ту или иную сторону в межэтнических столкновениях, а от западных войск мало толку, потому что у них нет опыта действий в местных условиях, и они не знают языка.
Надежда на вмешательство России возникла на основе прецедента 1990 года, когда Москва направила войска в тот же самый район Киргизии, чтобы положить конец столкновениям между киргизами и узбеками, в ходе которых погибло 300 человек. Это произошло на закате Советского Союза, когда Киргизия была еще одним из вассальных государств России. Но в последнее время Москва пытается восстановить хотя бы частично свое влияние, утраченное с распадом СССР. В этих целях она создала в 2002 году Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это военный альянс в составе семи бывших советских республик, включая Киргизию. В 2005 году эта организация даже сформировала собственные силы быстрого реагирования, которые финансируются и оснащаются почти полностью Россией, и предназначены для действий в случаях внезапных вспышек насилия и природных катастроф. Но ни Россия, ни другие члены ОДКБ не хотят посылать свои войска на это побоище.
"Сейчас мы увидели, в чем главная проблема этих сил – в политической брезгливости руководства ОДКБ, и прежде всего это касается России", - говорит отставной генерал Леонид Ивашов, который ведал в министерстве обороны вопросами внешнего военного сотрудничества. "[Россия] проявила нерешительность, начав колебаться в самый критический момент, когда для спасения жизней и наведения порядка нужны были безотлагательные действия", - заявил генерал журналу TIME. Кремль даже не отреагировал на беспорядки, которые начались 10 июня, сделав это лишь в субботу, когда погибло уже примерно 80 человек, и пылали два киргизских города. Тогда он заявил через своего пресс-секретаря, что массовые убийства это внутреннее дело Киргизии, и что Россия "не видит условий для участия в урегулировании конфликта".
Да, Медведев созвал срочное совещание ОДКБ, чтобы обсудить вопрос о направлении коллективной миссии помощи. Но к вечеру понедельника, когда он сообщил об итогах его работы, ситуация в Киргизии стала намного серьезнее. Официально число погибших составило почти 150 человек, и возникла опасность международного конфликта, поскольку в Узбекистан, где проживает крупная киргизская община, бежали десятки тысяч беженцев. "Сейчас обстановка действительно нетерпимая, - заявил Медведев руководителям, которые пришли к нему с предложениями о мерах помощи, - Погибли люди, продолжает литься кровь, массовые беспорядки на этнической почве, что чрезвычайно опасно в Средней Азии. Поэтому должны быть предприняты абсолютно все меры для пресечения подобного рода действий, в соответствии с законом, но жёсткие".
Он сделал длинную паузу, а затем начал отдавать распоряжения, которые на поверку оказались не такими уж и жесткими. Президент сказал, что члены ОДКБ должны проголосовать, посылать или нет в Киргизию гуманитарную помощь и военную технику, такую как вертолеты и бронетранспортеры. "Если же ситуация будет ухудшаться, я не исключаю вероятности повторного сбора секретарей совбезов или даже созыва экстренного заседания глав государств ОДКБ", - заявил он. Ни слова не было сказано о направлении войск, и лидеры стран-членов ОДКБ до сих пор рассматривают президентское предложение о голосовании.
Пресс-секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Владимир Зайнетдинов, отвечая в среду на вопросы TIME, отверг утверждения о том, что Киргизия, будучи членом альянса, заслуживает того, чтобы туда была направлена миротворческая миссия, поскольку страна находится на грани гражданской войны. "Своими действиями мы не нарушаем ни наш устав, ни какие-либо наши соглашения", - заявил он. Зайнетдинов отказался ответить, как скоро члены ОДКБ смогут проголосовать и утвердить меры помощи. Он также ничего не сказал по поводу того, вмешается ли альянс в том случае, если столкновения распространятся на территорию Узбекистана. "Давайте не будем строить гипотезы. Пока мы ждем", - заявил пресс-секретарь.
Но мировое сообщество проявляет нетерпение. Главный дипломат по Центральной Азии из администрации Обамы Роберт Блейк (Robert Blake) отправится в пятницу в Киргизию, чтобы оценить объем потребностей в помощи. Тем временем, число погибших продолжает увеличиваться. Согласно заявлению министерства здравоохранения Киргизии, в среду оно достигло 187 человек. Красный Крест утверждает, что погибших гораздо больше, а Управление ООН по делам беженцев сообщает, что из зоны конфликта уже бежали около 275000 человек.
Так что же сдерживает Россию и ОДКБ? Некоторые аналитики считают, что молодой военный альянс просто не готов к осуществлению своей первой международной миротворческой миссии. В любом случае, Россия точно знает, что именно ей придется платить по счетам и направлять основную часть войск. Интервенция будет также крайне непопулярна в России, поскольку ее военные могут увязнуть в длительном конфликте. В понедельник радиостанция "Эхо Москвы" провела онлайновый опрос, который показал, что подавляющее большинство россиян не хочет, чтобы их войска отправлялись в Киргизию. Но для традиционных партнеров России в этом регионе данный кризис может стать грубым сигналом к пробуждению. Он показывает, что Россия с радостью скупает нефть и газ в Средней Азии, а также с готовностью сотрудничает в вопросах, представляющих взаимный интерес. Но когда что-то идет не так, ее соседи остаются наедине со своими проблемами.