Несмотря на относительно восстановившееся спокойствие на юге Киргизии, международные гуманитарные организации сообщают о серьёзной обеспокоенности из-за условий проживания претерпевших насилие и притеснения местного населения.
Агентство ООН по беженцам сообщает о том, что все еще не пришедшие в себя от ужаса люди, повсеместно обитают в совершенно разрушенных домах, где нет света и электричества.
В настоящее время заместитель секретаря департамента США по вопросам населения, миграции и беженцев Эрик Шварц в данной им пресс-конференции в Ташкенте, на этот раз в центре внимания поднимал проблему вынужденных недавно бежать из Кыргызстана беженцев.
Судя по его словам, правительство США выделило для помощи беженцам 30 миллионов долларов и готово и в дальнейшем сотрудничать в вопросах удовлетворения нужд обездоленных людей.
Господин Шварц назвал действия узбекского правительства и всего населения Узбекистана по приему около 100 тысяч беженцев «быстрыми и конструктивными».
«В данный момент, несмотря на возвращение в большинстве своем беженцев в Киргизию, существуют определенные беспокойства в вопросах их возвращения и пребывания, так как ситуация в Кыргызстане до сих пор остается нестабильной» - сказал он.
«Кроме того, необходимо оставить открытыми границы и дать возможность оставшимся беженцам продлить на более долгий срок свое пребывание в Узбекистане. Мы понимаем страх возвращения на родную землю после таких ужасных событий в Киргизии. Поэтому любое возвращение должно быть добровольным», - подчеркнул он.
Сегодня посетивший Ош президент международной организации Красный Крест Якоб Келленберг, увидел своими глазами сгоревшие и разрушенные дома, а также встретился с местным населением и официальными представителями.
Сотрудничающий с ним представитель Красного Креста в Оше Эммануэль Дюкрюэ рассказал подробности его пребывания.
- Конечно, когда президент Красного Креста увидел сгоревшие и опустошенные дома, был поражен. Услышав от простых людей рассказы об испытаниях и их настоящей жизни, он стал более осведомлен о ситуации в Оше. Мы с ним были в пункте распределения помощи в махалле Шарк. Президент сам спрашивал о нуждах людей и видел действия предпринимаемые в местном пункте. Позже, об увиденном, он говорил во время встречи с главой Ошской области. Он более подробно рассказал официальным властям о действиях предпринимаемые организацией Красный Крест и заверил, что эти действия будут продолжаться и дальше. Сейчас завершается первая, экстренная фаза гуманитарной помощи. Во второй фазе, мы обратим наше внимание к трудностям еще не вернувшихся в свои дома людей.
- Узбекское население Оша сообщает о том, что до сих пор живет в страхе. Выйти на улицу страшно, люди получают сообщения о насилии и мародерстве. Поднимались ли проблемы безопасности и защиты людей на встрече руководителя Красного Креста с официальными представителями?
- Конечно, президент поднимал и эти вопросы. Глава Ошской области сказал, что хорошо знаком с ситуацией безопасности и рассказал о мерах, предпринимаемых в этом направлении Временным Правительством. Он уверил, что правительством ведется работа по установлению силы закона в стране.
- Сегодня появились сообщения о возвращении из Узбекистана раненых. Вы можете подтвердить эти сведения?
- Я только что разговаривал с врачами Красного Креста, которые находились в больницах Оша. Они ездили туда для наблюдения и лечения раненных беженцев, вернувшихся с границы. Я вам не смогу сказать о количестве вернувшихся раненных. Потому что наша группа, наблюдавшая за их возвращением, еще не вернулась с узбекской границы. Но сведения о возвращении раненных беженцев правдиво и мы наблюдаем эту ситуацию изнутри.
- Они возвращаются по собственному желанию или их заставляют?
- До настоящего времени, беседовавшие с нами люди выражали личное желание вернутся на родную землю. Но мы не исключаем вероятности того, что есть и люди, которых принудили к возвращению. В большинстве же своем, мы можем уверенно сказать, возвращаются по собственному желанию.
- В сегодня напечатанной статье газеты Нью Йорк Таймс говорится о действиях гуманитарных организаций в преследовании и помощи возврата беженцев их Узбекистана. Это действительно так?
- Нет, я бы так не сказал. Возможно, могут меняться направления в помощи возвращающихся из Узбекистана беженцев. Но мы стараемся выполнять нашу работу в любых условиях, а именно оказывать помощь нуждающимся. В данный момент вся помощь направлена в соответствии с нуждами и потребностями, возвращающихся из Узбекистана беженцев.