Бывший лидер политической фракции социал-демократов в парламенте Киргизской Республики Бактыбек Бешимов делится своими взглядами на недавние кровопролитные события в Киргизии и политическую ситуацию в Средней Азии.
- Кровопролитные события на юге Киргизии показали беспомощность временного правительства в экстренных ситуациях. Мы уже видели это 19 апреля, когда в деревни Маевка по Бишкеком шли погромы турок-месхетинцев. С 10 по 13 июня правительство не могло остановить массовые убийства и преступления в городах Оше и Джалалабаде. Как по-вашему, способна ли третий президент Киргизии Роза Отунбаева установить государственную власть по всей стране, учитывая наличие в ее команде таких дискредитировавших себя лиц, как Сариев, Бекназаров и Атамбаев, а также учитывая наличие конфликта интересов между политическими партиями, входящими в состав нового правительства?
- Изначально временное правительство не могло контролировать ситуацию в стране из-за отсутствия элементарной власти на местах. «Переворот» 7 апреля стал «ящиком Пандоры», открытие которого стало поводом к началу крупных беспорядков и мятежей, резко обострило вопрос перераспределения власти и собственности и вызвало полный отказ и без того слабых и пораженных коррупцией правоохранительных органов Киргизии. Бескомпромиссная борьба за власть стала необходимым условием погружения страны в хаос.
Бакиев и его сторонники отчаянно пытались вернуть себе утраченную власть, равно как и другие группировки, соперничавшие за контроль над ситуацией на местах. Хаос в Киргизии дал внешним силам повод воспользоваться моментом слабости государства. Недавно прошедший референдум, по моему мнению, был организован второпях и заложил основы для будущих конфликтов на политической почве.
Кровавые столкновения на юге — это грозный признак опасного будущего, в которое может погрузиться Киргизская республика и регион. Тесно с Киргизией работали всего несколько международных организаций, а остальные мировые институты не обратили на проблему почти никакого внимания. Опасная тенденция проложила путь для межэтнических трений и недоверия, начался отток населения из страны, рост преступности и развал рыночной инфраструктуры.
В подобной ситуации крайне сложно сформировать эффективно работающие государственные структуры. Мы наблюдаем в Киргизии цивилизационный коллапс, откат страны назад, а также существенное истощение человеческого ресурса и ужасающую деградацию в плане морали. До сих пор распрострастранены порочные практики обмана. Мы не желаем учиться на горьких ошибках.
Судите сами. 15 мая 2005 года была сформирована государственная комиссия в составе председателя — секретаря совета безопасности Ниязова и членов Айтбаева, Акунова, Бабанова, Байсалова, Бекназарова, Диля, Исабекова, Исаева, Кадырбекова, Нур-уулу Досбола, Ормоновой, Садыка Шер-Нияза, Садырбаевой, Султанова, и Тургуналиева. Вышеупомянутая госкомиссия подготовила доклад о «причинах и обстоятельствах падения президента Аскара Акаева», а также о «результатах работы государственной комиссии по определению мер для дальнейшей стабилизации политической ситуации в Киргизской Республике».
И что потом? Много шума, все грехи повесили на экс-президента, а больше половины членов той самой госкомиссии сами занимались коррупционными практиками, хотя обвиняли в этом экс-президента Акаева и его родственников.
Эти государственные служащие занимались «рейдерством» и укреплением бандитского режима второго экс-президента Бакиева. Сейчас тот же самый сценарий повторяется снова. Бакиева и его товарищей по клану обвиняют во всем, а его приспешники не у дел.
Выясняется даже, что многие члены правительства Бакиева и его собственной партии «Ак джол» вели «тайную героическую борьбу» против Бакиева. Я не говорю уже о превращении примиренцев режима Бакиева в «революционеров» после бишкекского восстания 7 апреля.
Можно ли в такой аморальной атмосфере заниматься политикой честно и без тумана? Храброго человека уличают во лжи, преступника называют героям, приличного гражданина легко извалять в грязи, гнусной клевете верят больше, чем фактам, негодяй расхваливает сам себя через принадлежащую ему же газету, а приличных людей не пускает? Конечно, нет!
Следовательно, если с вашей точки зрения вышеупомянутые политики дискредитированы, то по мнению их сторонников они — герои. Ценности киргизского политического истеблишмента ныне отражают спрос на люмпен-политиков, то есть на личностей, лишенных моральных устоев.
Новое правительство стало очередной «технической» затычкой. Следовательно, парламентские выборы не повысят качества общественного управления. Действительность такова, что депрессивная и архаичная политическая элита думают о собственных привилегиях в правительстве, а не об участии в административной деятельности и не о ее эффективности. Выход из этого тупика возможен только через объединяющую идеологию прогресса и решительного повышения профессионализма администраторов. Люстрация — это необходимая мера, которую надо принять в отношении правительственных служб, в которых снова имеют власть и стремятся к власти те самые политические деятели, которые активно рушили страну.
Осторожный подход к правительственным службам — вот что на самом деле самое главное. Лидеры новой волны могут вдохновить народ, выдвинув на первый план прогрессивных деятелей и реформировав общество. Я искренне надеюсь, что в этот раз произойдут психологические и идеологические перемены и страна пойдет по пути истины и справедливости. У нас есть возможность сделать так, чтобы перемены произошли.
- Есть несколько версий относительно причин массовых убийств в Оше и Джалалабаде. В некоторых западных СМИ эти события назвали «этническими чистками» в отношении узбекского населения Киргизии. Другие указывают на сложность и разнообразие направлений политических процессов, которые привели к подобному хаосу. Новое правительство, в свою очередь, обвиняет экс-президента Бакиева и его родственников, а также третью сторону, а именно — Исламское движение Узбекистана, действующее из Таджикистана и Афганистана. Каково ваше мнение о причинах конфликта?
- Конечнно, эти события осложнены многими факторами. Произошедшее на юге Киргизии имеет сложный характер, там переплелось воздействие внутренних и внешних сил. Кровавая трагедия стала результатом провала государственного строительства в Киргизии, длившегося два десятилетия; общество криминализировалось, особенно молодежь, и это стало прямым результатом переворотов марта 2005 и апреля 2010 года, явно бывших результатами хищнической борьбы за власть.
Как и в 1990-м году, простые граждане стали жертвами политиков. Кстати, должен сказать, что те, кто в 1990-м году нес прямую ответственность за гибель сотен людей, продолжили и до сих пор продолжают играть активную роль в политике Киргизии. Я хорошо помню, как после ошской трагедии 1990-го года десятки участников были посажены в тюрьмы, многие там и погибли, но реальные организаторы, стоявшие за соответствующими решениями, которые должны были не допустить убийств, остались безнаказанными благодаря защите Коммунистической партии и правительства. После этого они заняли высокие посты в правительстве. Более того, многие из них снова всплыли в связи с последними трагическими событиями, поддержав преступный режим Бакиева.
Никто ни в чем не раскаялся. Оргия продолжается. Ни тогда, ни сейчас никто из власть имущих не заикнулся о собственной ответственности. Но каждый день те же самые руководители говорят о своем месте во властных структурах. Воистину, сон разума порождает чудовищ.
Вдобавок к этому в трагических событиях важную роль сыграли внешние силы. Мы согласны с Исламом Каримовым, задачей было втянуть Узбекистан в широкомасштабный конфликт. Киргизские власти обвиняют ИДУ, талибов и клан Бакиева. Но пока никто официально не высказался в поддержку этой версии. Возникают различные вопросы.
Почему узбекские лидеры, на официальном уровне говоря о третьей силе, не указывают конкретно ни на ИДУ, ни на Бакиева? Первые (то есть ИДУ) — это злейшие враги узбекского режима, да и по поводу второго никаких конкретных препятствий не существует. Но официально о них не было сказано ни единого слова.
Кто они такие, эти таинственные «третьи силы»? Николай Бордюжа (секретарь ОДКБ) говорил о заинтересованности экстремистских и террористических элементов в событиях, и это звучало, как какое-то клише. Ни Организация договора коллективной безопасности, ни Шанхайская организация сотрудничества, ни входящие в них страны не поддерживали версий ни об участии ИДУ, ни о талибском следе.
Если у киргизского правительства есть прямые доказательства виновности Бакиева в кровавых событиях, это должно считаться таким же преступлением, как международный терроризм, и он должен предстать перед судом. Но мы не видим, чтобы страны ОДКБ начали в коллективном порядке решать этот вопрос. Почему? Если они не согласны с версией киргизских властей, пусть сделают поправку. Все застряло на этапе запроса о проведении международного расследования.
По моему мнению, идет борьба за контроль над Средней Азией, и год от года она становится все напряженней. Бакиев втянул Киргизию в очень рискованную внешнеполитическую игру, превратив страну в фишку на игровом столе. Россия пытается укрепить свое военное присутствие в регионе, выдавить оттуда американцев и минимизировать растущее влияние Китая.
Казахстан и Узбекистан пытаются укрепить свое положение в качестве держав регионального значения. Но Киргизия, охваченная огнем, мешает подобной перспективе. Шатающийся Таджикистан, слабеющая Киргизия — все это удобная почва для расшатывания ситуации во всем среднеазиатском регионе. Авторитарные режимы региона сами сформировали многолюдную армию угнетенных, многие из которых нашли убежище в лице идеологии исламизма. А на что им еще надеяться? Таким образом радикальный ислам и укрепляет свои позиции в регионе.
Попытки модернизировать общество, если не считать Казахстана, провалились везде в регионе. Большая часть населения понесла большие потери в области образования, культуры и общественного развития, а значит, легко может стать жертвой оппортунистов. Это и произошло в Оше и Джалалабаде. Элиты и политическое руководство стран региона не имеют ни воли, ни уверенности друг в друге, а значит, не смогут выстроить столь необходимую систему обеспечения безопасности для Средней Азии. ОДКБ — мертворожденная организация. В такой атмосфере жители региона обречены стать жертвами могущественных сил зла.
- Известная правозащитная организация «Кылым шамы», возглавляемая Азизой Абдурасуловой, признает сложность событий в южном регионе. В частности, Абдурасулова счатает, что инициатива узбекского лидера Батырова из Джалалабада в какой-то степени стала причиной последующих событий. Это касается рейда сторонников Батырова на деревню Тейит, где были подожжены дома, принадлежащие родственникам Бакиева. Кроме того, Абдурасулова говорит о роли представителей временного правительства в рейде. Точнее, она говорит, что Текебаев и Бекназаров напрямую поддержали уничтожение собственности Бакиева. Как вы прокомментируете роль Текебаева и Бекназарова в этом эпизоде?
- На юге политические беспорядки начали назревать сразу после 7 апреля. Инициатива узбекского лидера Кадыржана Батырова в этом конфликте оказалась разрушительной. Политическое противостояние переросло в межэтническую войну. С того момента кровопролитие стало неизбежным. Свою роль в этом временное правительство, безусловно, сыграло. Сам Батыров и представители временного правительства, боровшиеся за власть на юге страны, — непосредственные участники массовых убийств, провокаторы. Но пока что мы не видели, чтобы велось сколько-нибудь серьезное расследование причин конфликта, а власти призвали Евросоюз помочь с расследованием и формированием национальной следственной комиссии.
Что касается событий в Джалалабаде, то я не располагаю фактами и не могу назвать конкретных имен. На мой взгляд, необходимо, чтобы политики-киргизы и узбеки обсудили друг с другом роль политических лидеров в этой трагедии, оценили их действия, сделали заявления и обратились к народу. Но отдельное заявление Текебаева на пресс-конференции, сделанное им недавно, еще больше усугубляет недоверие и сеет дополнительные сомнения. Если они и в такой момент не могут работать конструктивно, это значит, что между ними существует непреодолимый барьер. Эти противоречия могут стать базисом новых конфликтов. А может быть, кто-то просто хочет замять дело.
У меня есть большие сомнения в возможности триумфальной победы закона и справедливости. За все эти годы ни один из тех, кто циничным образом грабил и разрушал страну, инициировал убийства и преследования людей, не предстал перед правосудием. После общественных беспорядков все эти приспособленцы громко перечисляют возбужденные уголовные дела, но я ни разу, повторяю, ни разу не слышал, чтобы дела эти доводились до конца. Эти массированные уголовные расследования — манна небесная для бесчисленных следователей, которые безжалостно «доят» подозреваемых в уголовных преступлениях, заключая с ними разные сделки и втихую прикрывая их дела, так что в конечном итоге из числа подозреваемых страдает только «мелкая сошка».
К тому же выясняется, что у многих людей очень короткая память. Такова атмосфера, созданная в нашем государстве. К сожалению, не существует никаких оснований для торжества правопорядка. Киргизия стала уголовной зоной уже давно, никаким законам и никакой морали она не подчиняется. Вместо этого функционируют понятия из уголовного мира, где тот, кто у власти, диктует правила. Посмотрите на киргизскую политику, и вы увидите, что она похожа на древнюю свалку мусора.
Маловероятно, что в этот раз реальные организаторы конфликта будут привлечены к ответственности. Постепенно все это будет отложено до следующей трагедии. Организаторы убийств 7 апреля и на юге арестованы не были. Не думаю, что это случится в будущем.
- Президент Узбекистана Ислам Каримов во время кризиса на юге был одним из первых высказавшихся о причинах массовых убийств, кто указал на участие в этом третьей силы, а также выразил поддержку Розе Отунбаевой в трудные дни. Недавно Каримов поздравил Отунбаеву с избранием на пост президента Киргизии. Как по-вашему, не появилась ли у этих двух стран, Узбекистана и Киргизской Республики, уникальная возможность начать совместно работать над развитием двусторонних отношений?
- Необходимы громадные и очень осознанные усилия для повышения эффективности и взаимовыгодности киргизско-узбекских отношений. Все правительства Киргизии едва ли представляли себе, каковы подспудные интересы и стратегические цели Узбекистана. Таким образом, в этот раз Ислам Каримов просто подал киргизским властям сигнал, чтобы они не превращали страну в игровую площадку для внешних сил, а также в базу для совершения враждебных действий против Узбекистана. Он предотвратил дальнейшую эскалацию конфликта.
Но чтобы руководители обеих стран стали настоящими партнерами, крайне необходимо хотя бы обменяться мнениями касательно вопроса внешних и внутренних опасностей, угрожающих нашим странам, а также действовать симметрично. Ислам Каримов против милитаризации Ферганской долины и повышенного военного присутствия России. Он предпочел бы видеть в Москве стратегического союзника, общаться с русскими из Кремля, не строящими планов иметь базы где-то в соседней стране.
Киргизские правители не смогли определить правильную дистанцию в отношениях с могущественными странами. Узбекские власти пытаются укрепить внешние гарантии своего суверенитета, проводя многовекторную внешнюю политику. В 2005 году Узбекистан со скандалом избавился от американских баз, но воспользовался всеми ошибками, совершенными киргизскими лидерами, а также хаосом в Киргизии, чтобы улучшить отношения с США, оптимизировать отношения с Россией и сблизиться с Казахстаном. Отношения с Китаем вышли на более высокий уровень. Но Киргизия из-за отсутствия нормального, стабильного правительства вообще не имеет в настоящий момент никакой внешней политики.
С другой стороны, в соседних странах отлично знают, что Киргизия испытывает проблемы с контролем центрального правительства над всей территорией страны. Развал страны по племенному признаку на юге уже начался, и неясно, как его можно остановить. Это должно стать главной задачей киргизских властей.
Еще одна серьезная проблема — это борьба с терроризмом. Если Киргизия и Узбекистан не смогут предпринять решительные шаги против исламистов, это станет поводом к новому кровопролитному конфликту на юге страны. Споры вокруг такого ресурса, как вода, и проблемы с электричеством могут быть решены совместными усилиями всех стран региона через придание большей важности общим интересам и выгоде. К моему сожалению, среднеазиатские страны пока не готовы к такому сотрудничеству. Захотят ли они сделать этого, располагаясь далеко друг от друга? Шансы на интеграцию между ними по-прежнему незначительны.
- Общественность Киргизии выражает неудовлетворенность и раздражение в связи с действиями Казахстана с тех самых пор, как в стране начался политический кризис. Казахстан держал свои границы закрытыми с 7 апреля до начала мая. Конфликт на юге Киргизской Республики стал очередным ударом по экономике Киргизии. Казахстан опять ввел строгий режим на границе. В то же время министр иностранных дел Республики Казахстан выражает обеспокоенность в связи с политическими процессами в киргизском государстве в рамках ОБСЕ, принимая различные меры по оказанию помощи соседнему государству. Какова ваша оценка действий казахского президента Назарбаева в этой связи?
- Мы должны научиться понимать меру собственной ответственности за происходящее в стране и отказаться от привычки думать, что кто-то должен и обязан приходить к нам на помощь при любых обстоятельствах. Решение казахского президента Назарбаева основывается на интересах народа Казахстана и государства. Киргизские политики должны поучиться его умению мудро и гибко защищать и продвигать фундаментальные интересы народа Казахстана.
Президент Казахстана назвал бишкекское восстание 7 апреля «ограблением», и его отношение отразилось на отношении к нашей стране. Но в качестве страны-председателя ОБСЕ Казахстан выступил с инициативой предотвращения гражданской войны в Киргизии и предоставил широкую международную поддержку. Это всегда важно в действиях соседа. И мы должны работать с Казахстаном в этом направлении.
Что касается закрытия границ, то это ожидаемая реакция на хаос в соседней стране. Неразберихой на государственных границах пользуются преступные группировки для контрабанды наркотиков и оружия, а также иностранные разведслужбы — для дестабилизации страны.
По данным от осведомленных источников, во время беспорядков в Киргизии ввоз героина из Афганистана в Россию резко вырос. Узбекское министерство иностранных дел в своем заявлении без обиняков указало на ввоз большого количества оружия на территорию Киргизии. Все это выходит за всякие рамки.
К тому же существуют внешние силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации в Казахстане. Неуклонное усиление Казахстана как региональной державы нравится не всем. Тайные безжалостные битвы в войне за ресурсы и влияние набирают обороты. Но Казахстан — страна богатая и стратегически важная. Учитывая все эти факторы, Казахстан перекрыл границы. Возможно, киргизская общественность об этом не знает. Следовательно, политики в Киргизии должны сначала думать, а уж потом «пугать» Казахстан вызывающими удивление заявлениями об «экспорте революций».
Для Киргизской Республкии крайне важно сохранить позитивные отношения со своим соседом, с которым у нас в этом мире имеются крайне тесные связи. Не надо сваливать все на насущные потребности, надо попытаться понять интересы и опасения соседей. Необходимо сначала навести порядок в собственном доме, и тогда соседи уже будут смотреть на нас с улыбкой.
- Кремль выразил неудовлетворенность в связи с намерением временного правительства Киргизской Республики ввести парламентскую форму правления. Российского президента Дмитрия Медведева цитируют крупнейшие мировые СМИ. Западные эксперты полагают, что Кремль раздражен отсутствием возможности оказывать влияние на временное правительство, которое игнорирует мнение России, в данный момент очевидным образом не могущее подействовать на процесс принятия решений правительством Киргизии. Как вы прокомментируете реакцию Кремля?
- Мы должны аккуратно учитывать опасения Кремля. При таком политическом климате, как в Киргизии, принимать быстрые и поспешные решения — вредно. Администрации двух президентов Киргизии функционировали так, что некоторые насущные вопросы решались успешно, но о самом главном они забывали, что приводило к катастрофическим ошибкам. В результате этого у Киргизии иногда бывали достижения тактического масштаба, но в стратегическом отношении все всегда проваливалось. Возьмите любую сферу деятельности киргизского государства, и вы увидите, что это так. Мнение российского президента Дмитрия Медведева вполне может претвориться в жизнь. Москва полагает, что если влить нынешнюю политическую структуру в плавильный котел парламента, то произойдет взрыв. Для парламентской формы правления нужно более вменяемое и стабильное политическое наполнение. Таким образом, проблема не в форме, а в содержании.
Кремль относится к Киргизии с повышенным вниманием по двум причинам. Это наличие американских военных баз плюс ресурсы гидроэлектроэнергетики, которые можно применить при взаимодействии с Узбекистаном. Кремль волнуют только геополитические интересы. Торговля и экономические отношения с Киргизией в частности и со странами региона вообще не играют существенной роли в экономике России. Но Москва не хочет отдавать энергетические ресурсы региона в руки Китая и не верит во временный характер военного присутствия США, невзирая на заверения американцев в обратном. Отсюда неуверенность и непоследовательность политики Кремля в отношении Средней Азии.
Москва хочет, чтобы в Киргизии было пророссийское правительство, но не хочет иметь дела с парламентской республикой, потому что киргизское руководство может начать вести себя менее предсказуемо, и страна погрузится в постоянный хаос. Сейчас Кремль имеет решительное, но пока не абсолютное влияние на киргизские власти. Судя по словам представителей генерального штаба министерства обороны России и генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, Кремль планирует превратить Киргизию в свою военную базу, а значит, будет создавать для этого необходимые условия. По словам командующего российскими военно-воздушными силами генерал-полковника Александра Зелина, в случае с подходящим политическим решением касательно российской авиабазы в Канте Киргизия соответствует шаблону. Военная элита и спецслужбы России продолжают настаивать на реализации этой идеи, само собой, через посредство киргизских политиков. Почти все участники политического процесса в Киргизии знают о желаниях Кремля и не случайно говорят, что «лучше дядя Ваня, чем дядя Сэм». Но эксперты считают, что выборы в Киргизии станут соревнованием между политиками и партиями вокруг «прокремлевской» программы.
Это естественно, что молодые лидеры России Дмитрий Медведев и Владимир Путин хотят придать дополнительную силу пророссийским элементам в Узбекистане и Казахстане в преддверии, а также после смены режима в этих странах.