Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Маневры Нурсултана Назарбаева

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВыборы президента Республики Казахстан
Выборы президента Республики Казахстан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нурсултан Назарбаев, отказавшись от референдума о продлении своих полномочий, получил поддержку ЕС и США на президентских выборах. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон 5 апреля 2011 года поздравила Нурсултана Назарбаева с победой на президентских выборах, состоявшихся в прошлое воскресенье. Уже понятно, что действующий президент получил поддержку более 80% избирателей.

Нурсултан Назарбаев, отказавшись от референдума о продлении своих полномочий, получил поддержку ЕС и США на президентских выборах.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон 5 апреля 2011 года поздравила Нурсултана Назарбаева с победой на президентских выборах, состоявшихся в прошлое воскресенье. Пока окончательных результатов нет, но уже понятно, что действующий президент получил поддержку более 80% избирателей. Его конкурентами были либо технические фигуры, которые уже также поздравили президента, либо же не очень популярные оппозиционеры. Так самый влиятельный в Средней Азии президент сохранил свой пост еще на 7 лет.

Этим выборам предшествовали долгие дебаты о продлении правления первого и единственного казахского президента до 2020 года. В конечном итоге сам Назарбаев отклонил предложение власти продлить свои полномочия еще на 9 лет и предложил провести досрочные выборы, на которых и победил. Следует сказать, что в ЕС и США весьма неодобрительно отнеслись к идее подобного референдума, и поэтому, очевидно, Астана не стала продвигать его. Легче было провести новые выборы.

Причем сейчас Назарбаев выглядит более демократическим президентом, чем полгода назад: он отказался от референдума о продлении полномочий и не захотел пожизненной власти. Поэтому присутствовавшие на выборах обозреватели ОБСЕ заявили, что нарушения были, но они не повлияли на результаты голосования.

С другой стороны, российские наблюдатели сообщили, что количество нарушений на последних выборах возросло. Но тут наблюдается другая тенденция, ведь в последние годы Назарбаев все больше старается дистанцироваться от России и изобразить свою страну как центр и главную силу Средней Азии. А это уже не очень нравится Москве, равно как и переговоры Назарбаева с европейцами о возможности в будущем поставлять газ для газопровода «Набукко». Эти тенденции еще очень слабы, поскольку в Азиатском регионе бывшего СССР нет единого лидера, а казахи пока не намерены сотрудничать с ЕС по газовым вопросам, но сам настрой Назарбаева не может нравиться Кремлю.

Наконец, Астана постепенно приходит в себя после состоявшегося в начале декабря 2010 года саммита ОБСЕ. Тогда эта организация показала неспособность к качественному рывку и осталась в подвешенном состоянии, но Назарбаев заявил о себе как о региональном политике, готовом расходовать миллионы долларов ради получения статуса лидера. Кроме того, страна сейчас стремительно выходит из кризиса, поэтому смена президента, при слабой и неорганизованной оппозиции, пока нужна немногим, как извне, так и в самом Казахстане.

Не пожизненный президент

Волна поддержки президента Назарбаева со стороны чиновников стала нарастать сразу после саммита ОБСЕ. На нем Астана показала себя весьма пристойно, пыталась помирить таких ярых врагов, как Михаил Саакашвили и Дмитрий Медведев, и при этом сама не опустилась до споров. По мнению эксперта Центра прогнозирования рисков в Алма-Ате Розы Отубаевой, чиновники увидели, что президент идет по пути международного лидерства и признания Казахстана, и решили внести изменения в конституцию. По ним Назарбаев должен был оставаться у власти до 2020 года. Под это даже был созван форум из политиков и интеллигенции, на котором это предложение впервые и прозвучало.

Между тем оказалось, что Европа не в восторге от недавнего саммита. Глава Еврокомиссии Герман Ван Ромпей высказал сомнения в позитивном влиянии таких изменений на демократические реформы в стране. Подобное заявление сделал и государственный департамент США. Поэтому уже 7 января 2011 года Назарбаев попытался дать этому процессу задний ход, отклонив предложение форума. Однако власть постепенно продолжала собирать подписи для референдума и быстро набрала более 5 млн желающих оставить президента на своем посту. Причем парламент единогласно заменил в конституции параграф о выборах положением о референдуме. Но сам Назарбаев снова выступил против этого и призвал провести внеочередные выборы.

Эксперты Reuters считают, что это был очень хитрый ход, выставивший президента защитником демократии, а чиновников, которые не смогли вовремя остановиться, виновными в нарушениях ее норм. Именно такого эффекта хотел достичь президент, дабы заручиться поддержкой мировой общественности на будущих выборах и в который раз показать себя демократическим лидером, уважающим закон.

Поэтому выборы 3 апреля 2011 года и их результаты никого не удивили. Победил Нурсултан Назарбаев, по предварительным результатам он собрал 95,5% голосов.

Причем наблюдатели отмечают, что голосование было достаточно прозрачным. Хотя нарушения и были. Но тут Казахстан использовал мантру, к которой прибегают многие страны Средней Азии – нарушения были, но до следующих выборов их исправят. Здесь Европе сказать нечего, поскольку Астана демонстрирует желание измениться и стать ближе к ЕС. Это не Александр Лукашенко, который разгоняет оппозицию палками на центральных площадях, здесь все делается тайно, и на первый взгляд ничего не заметишь.

Кроме того, по мнению экспертов казахского Институт политики Средней Азии, сейчас Европа не может упрекнуть Казахстан в недемократичности, потому что у соседей дела с соблюдением прав человека еще хуже.

Заинтересованные наблюдатели


В то же время Роза Отубаева считает, что наблюдатели от ОБСЕ могли и не заметить нарушений. Ведь эта организация сейчас благодарна Астане за исторический саммит. До этого ни одна председательствующая страна не хотела тратить несколько миллионов долларов на то, чтобы провести такую встречу.

А Казахстан не пожалел денег, чтобы привезти и разместить всех президентов и премьеров. Ясно, что от Украины, которая будет председательствовать в ОБСЕ в 2013 году, не стоит ждать подобной щедрости. ОБСЕ впервые за 9 лет имела реальную возможность улучшить свое международное положение и получить импульс в развитии и реформировании. Но этого не случилось, и виноваты в этом больше крупные страны, не очень заинтересованные в сильной Организации безопасности и сотрудничества в Европе, чем хозяева саммита.

С другой стороны, жизненный уровень жителей Казахстана довольно приличный. «В отличие от соседей, у нас нет конфликтов, а рабочие получают нормальную зарплату, поэтому большинство населения довольно властью. А сама инертность казахов не дает оппозиции стать влиятельной силой. Мы знаем, что у нас проходят недемократические выборы, но на это мало кто обращает внимание», - рассказала «Главреду» Роза Отубаева. За годы независимости Казахстан достиг, по оценкам ООН, статуса страны со средним достатком. Хотя и там существует пропасть между городским и сельским населением.

Два примера


После саммита ОБСЕ, на котором большинство постсоветских лидеров клялись в своей демократичности, в регионе началось оживление вокруг выборов. Сначала белорусская власть отличилась недемократическим голосованием, по результатам которого Александр Лукашенко стал президентом в четвертый раз. И в тот же вечер разогнал оппозиционный митинг в центре Минска, заслужив за это звание последнего диктатора Европы и новый набор санкций.

Потом Казахстан стал поднимать вопрос о референдуме, но вовремя увидел реакцию западного мира и предпринял боковой маневр. Поэтому Назарбаев получил и новый президентский срок, и одобрение прозрачности голосования со стороны ЕС.

Хотя обе стороны понимают, что это сделано только из расчета будущего сотрудничества в нефтяной и газовой сфере. Сейчас, когда в арабском мире идут революции и войны, Брюсселю нужно думать, где взять нефть, нехватка которой уже чувствуется.

Два этих примера предвыборной политики – силовой и хитроумной – стали иллюстрациями главных методов удержания власти постсоветскими лидерами. Теперь все ждут развертывания нового спектакля – выборов президента России-2012. Кандидат от власти станет известен к середине нынешнего года. А пока в стране два претендента, и неизвестно, кому из них придется уступить. Тем не менее, понятно, что Москва тоже может использовать политические маневры Астаны, дабы не испортить отношения с ЕС.