Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Молчание – знак согласия?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбстановка в городе Ош
Обстановка в городе Ош
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новые власти, пришедшие на волне освобождения страны от тирании экс-президента Курманбека Бакиева, много и красиво говорили о благе, которое принесет Киргизии очередная революция. Минул год. Грань между правлением прежних и нынешних режимов истончилась. Часто вздрагиваешь, когда слышишь речи нынешних лидеров страны, - точно на машине времени перескакиваешь на годы назад.

Бишкек – Новые власти, пришедшие на волне освобождения страны от тирании экс-президента Курманбека Бакиева, много и красиво говорили о благе, которое принесет Киргизии очередная революция. Минул год. Грань между правлением прежних и нынешних режимов истончилась. Часто вздрагиваешь, когда слышишь речи нынешних лидеров страны, - точно на машине времени перескакиваешь на годы назад. Это о коррупции, преступности, подъеме экономики, свободе слова и прочих прелестях, так и не обретенных простыми людьми.

Но появились и свежие наработки. Например, руководство Киргизии избрало новую тактику решения проблем: оно на них не обращает внимания. Яркое подтверждение - ситуация со СМИ.

Не вижу и не слышу


Недавно российский журналист написал в американской газете The New York Times о проблемах СМИ в РФ. Суды над независимыми изданиями, запугивание и избиения сотрудников газет и телеканалов, информационных агентств. Но самое страшное, по его мнению, то, что работа средств массовой информации не имеет эффекта. Разоблачения коррупционеров, поднятие серьезных социальных и экономических проблем остаются незамеченными властями. «Нас просто не хотят слышать», - сокрушается россиянин.

Нечто подобное происходит сейчас и в Киргизии. Избиения журналистов становятся пугающе привычными, угрозы, ярко выраженные националистические оскорбления, скандалы в редакциях. Об этом говорят международные организации и местные правозащитники, тема активно обсуждается на форумах. Но есть и молчащие - именно те, кто провозгласил себя героями победившей демократии. Ни правительство, ни переходный президент, ни парламент не отреагировали должным образом на происходящее. Реакция властей на проблему стабильно нулевая.

Мы не просим защиты. Ее не может получить и народ, которому много чего гарантируется самой демократичной Конституцией в Центральной Азии (по версии властей, естественно). И это не проблема СМИ, это беда всего общества. Средства массовой информации - лишь маленькая его часть, но постоянно на слуху и на виду. А когда болезнь поражает один орган человека, говорить о здоровье всего организма, каковым, по идее, является государство, не приходится. А значит, проблема гораздо глубже.

Лицедейство власти


Как бы ни убеждали, но не может измениться человек за короткое время. Подстроиться, мимикрировать - пожалуйста. Чиновникам не привыкать. Но это - внешняя оболочка. Не может старый актерский состав играть по-новому. Пусть в отреставрированных декорациях, по якобы обновленной пьесе, написанной при прежних президентах. Стоит ли удивляться тому, что происходит со СМИ?

Ни одному политику не нравится, когда его критикуют, напоминают о данных во время предвыборной гонки обещаниях. Он улыбается и поет песню о демократии и свободе для всего народа, но не стоит заблуждаться: психология старых управленцев живуча. Потому политики и высокопоставленные чиновники Кыргызстана по-прежнему воспринимают СМИ как обслуживающий персонал. Донести до народа благую весть, подать на красивом блюде бредовую идею, простирнуть грязное бельишко неугодного и замереть халдеем в ожидании очередного приказа или подачки - лучшего образа и представить нельзя.

А тут огрызается, лягается и не замирает в подобострастной позе. И давит на больную мозоль, тычет носом в грязь, которую власти обещали разгрести, а ныне предпочитают не замечать. Что остается? Только пороть. Но так, чтобы тень «воспитателя» не упала на политика-демократа. Отстаивать в суде давно сомнительные честь и достоинство - хлопотно, да и заклеймят как гонителя СМИ. Проще избивать, запугивать, подослать тех, с кого спрос невелик.

Ныне эта метода воспитания СМИ необычайно популярна. А на горизонте маячат президентские выборы, потому перевоспитывать надо в ускоренном темпе. Так что нынешнее давление на СМИ - разминка. Не зря же с высоких трибун неоднократно заявлялось об ответственности средств массовой информации. Нет, о цензуре никто не говорит. Напрямую. Но желание слишком велико. Его не упрячешь даже за витиеватыми фразами и якобы заботой о свободе слова.

При этом властям никто не запрещает в рамках законов наводить порядок в данной сфере. Например, ряд газет активно используют в публикациях националистическую риторику, опускаясь до прямых оскорблений. Но власти этого не замечают. Зато сильно обижаются, когда им задают неудобные вопросы и про апрельские события, и про ошскую трагедию, и про национализацию, и про другие неблаговидные делишки. Вот здесь-то и всплывают разговоры об ответственности СМИ.

Никто не призывает любить средства массовой информации. Любимое СМИ любого государства - агитационный рупор, в который можно выплюнуть любую ересь. В Киргизии вполне достаточно придерживаться цивилизованных правил игры, записанных в законах и вроде бы обязательных для исполнения всеми слоями общества, и не лгать.

На игле власти


СМИ в Киргизии заменила площадь у Дома правительства. Негативная реакция на публикации или их игнорирование приводит к тому, что люди видят один выход: идти на митинги или перекрывать дороги. Только так сейчас можно докричаться до властей, обратить на себя внимание. Руководство страны, возведенное на престол толпой, судя по всему, заразилось ее психологией и воспринимает лишь угрозы. Диалога как такового нет. Ни между СМИ и правительством, ни между простыми людьми и чиновниками.

К сожалению, в Киргизии давно каждый сам за себя. Квартира одна, но обитает в ней развалившаяся семья, которая не может разъехаться в силу объективных причин. Никто друг друга не воспринимает. Интересы у всех разные: кто-то пытается выжить, а кто-то выжать последние соки из «островка демократии». Не говорят о проблемах, лишь предъявляют претензии.

В такой ситуации не излечат наше общество ни референдумы, ни выборы, ни самые прогрессивные законы. Ибо за ними стоит одно - жажда власти. А утолить ее не способна ни революция, ни что другое. Власть сродни героину. Одного захода в нее достаточно, чтобы подсесть навсегда. Немногим удалось выдержать это испытание с честью. Потому многие эксперты убеждены: ситуация изменится лишь в том случае, если нынешнюю властную элиту сменят люди с новым мировоззрением. Но когда именно это произойдет, остается лишь гадать: долгосрочные прогнозы не для Киргизии.

Тем не менее даже нынешние власти страны - как, впрочем, и прежние - иногда «сближаются» с народом. Грядущие выборы наверняка заставят высокопоставленных на два-три месяца спуститься с небес и послушать о проблемах, которые так не хочется замечать. Ну а свобода слова - традиционно популярная тема, которой можно долго и беспроигрышно, словно революционным стягом, размахивать на предвыборных митингах.