Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выборы в Киргизии дали надежду на стабильность

© РИА Новости / Перейти в фотобанкКонституционный референдум в Киргизии
Конституционный референдум в Киргизии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итог выборов президента Киргизии, состоявшихся в воскресенье, 30 октября, стал ясен уже после первого тура. Выходец с севера страны, бывший премьер-министр, глава социал-демократической партии Алмазбек Атамбаев победил, получив, по предварительным данным ЦИКа, свыше 60 процентов голосов. Его основные конкуренты - представители юга страны - Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев - набрали чуть меньше 15 процентов каждый.

Победа на президентских выборах в Киргизии социал-демократа Алмазбека Атамбаева дает стране шанс на стабильное развитие, считает немецкий эксперт Михаэль Лаубш. Но для этого нужна воля всех политических сил в республике.
 
Итог выборов президента Киргизии, состоявшихся в воскресенье, 30 октября, стал ясен уже после первого тура. Выходец с севера страны, бывший премьер-министр, глава социал-демократической партии Алмазбек Атамбаев победил, получив, по предварительным данным ЦИКа, свыше 60 процентов голосов. Его основные конкуренты - представители юга страны - Адахан Мадумаров и Камчибек Ташиев - набрали чуть меньше 15 процентов каждый.
 
Победа Атамбаева дает шанс на стабильное развитие Киргизии и продолжение политики, заложенной президентом переходного периода, Розой Отунбаевой, заявил в интервью Deutsche Welle немецкий аналитик, глава неправительственной организации Eurasian Transition Group Михаэль Лаубш (Michael Laubsch).
 
- Какова ваша оценка итогов выборов в Киргизии?
 
- Если вспомнить, что это были выборы в стране, которая недавно пережила кровавые конфликты, то можно считать большой неожиданностью активное участие избирателей в нынешней президентской кампании. Судя по данным киргизского Центризбиркома, более 60 процентов граждан, имеющих право голоса, пришли на избирательные участки. Согласно отчетам наблюдателей от ОБСЕ и других западных наблюдателей, нарушения в ходе голосования не могли повлиять на его исход. Наконец, победитель выборов, бывший премьер-министр страны Алмазбек Атамбаев, определился уже после первого тура.

 

Читайте также: Этнические узбеки голосуют в Киргизии за «второго Путина»


В целом можно рассчитывать на стабилизацию политической ситуации в Киргизии. Ведь Атамбаев - умеренный политик, в отличие от его главных конкурентов - националистически настроенных Адахана Мадумарова и Камчибека Ташиева. Немаловажно, что за Атамбаева проголосовала и большая часть узбекского населения республики. Я думаю, что сегодня можно говорить о том, что большинство избирателей в Киргизии выдали Атамбаеву мандат на то, чтобы он дал новый импульс отношениям между киргизским большинством и узбекским меньшинством и продолжил построение демократического государства.
 
- Победил кандидат, представляющий север страны, а проиграли выходцы с юга. Есть ли у Атамбаева какой-то рецепт, как преодолеть давнее противостояние между регионами?
 
- Я думаю, что ответственность тут лежит не только на Алмазбеке Атамбаеве. Все политические силы должны быть заинтересованы в том, чтобы не допустить новых беспорядков. Но Атамбаеву вполне по силам учесть при формировании нового правительства интересы юга, наметив общие для всей Киргизии цели. Полностью избежать протестов в южных регионах, судя по поступающим сигналам, не удастся, но я надеюсь, что эскалацию напряженности удастся предотвратить. Во многом это зависит и от таких политиков, как Мадумаров и Ташиев.
 
- Многие наблюдатели высказывают опасения, что после этих выборов в Киргизии может закончиться так называемый «парламентский эксперимент», а новый президент постарается вернуть Киргизии к президентской форме правления?
 
- Опасения, что Киргизия может вернуться к президентской форме правления, были связаны не только с Атамбаевым, но и двумя другими кандидатами - Ташиевым и Мадумаровым, которые откровенно заявляли, что в случае победы будут пытаться провести соответствующие конституционные реформы. Атамбаев тоже дал понять, что намерен пересмотреть некоторые конституционные нормы, принятые ранее парламентом, но не пояснил, что конкретно имеет в виду. В нынешней ситуации именно парламент, получивший в 2010 году дополнительные полномочия, должен будет продемонстрировать политическую зрелость. Но более актуальным политическим вопросом станет формирование правительства: будут ли проигравшие кандидаты в той или иной форме участвовать в работе нового кабинета министров?

 

Читайте также: Выбор и раскол
 
В случае с Мадумаровым ситуация несколько сложнее, так как его партия не прошла в парламент. Посмотрим, насколько новый президент сможет конструктивно работать с новым правительством. Я думаю, что нынешний глава государства, Роза Отунбаева, которая была одним из главных сторонников нового политического устройства и имеет определенное влияние на Атамбаева, сыграет свою роль в том, чтобы был найден способ совместной работы парламента, правительства и президента без серьезных изменений Конституции.
 
- На Западе особого интереса к выборам в Киргизии не наблюдалось. Можно ли сказать, что чем спокойнее ситуация, тем меньше внимания к этой республике?
 
- Это основная дилемма для Запада. Из-за отсутствия внимания к Киргизии в 2006-09 годах свержение прежнего президента Бакиева в 2010-ом стало для многих западных политиков откровенным сюрпризом, как и последовавшие за этим этнические беспорядки на юге республики. Я всегда напоминаю политикам на Западе, что ситуация в Киргизии во многом является симптоматичной для всей Центральной Азии.
 
Несмотря на отсутствие в этой стране запасов нефти и газа, конфликты в Киргизии могут привести к нестабильности не только во всем регионе, но и за его пределами. Именно поэтому следует сохранять внимание к Бишкеку даже в случае, если развитие будет стабильным. Наоборот, в особенности Евросоюзу следует поддержать трансформационный процесс в Киргизии и переход страны к демократии.