На заметку руководителям центральноазиатских государств, не располагающих большими запасами энергоресурсов: ссориться с Москвой бывает опасно.
Это вновь стало понятно на этой неделе в Таджикистане. С того самого момента как суд Таджикистана приговорил двух русских по национальности пилотов к 8,5 годам лишения свободы по шатким обвинениям в контрабанде авиационных запчастей, на Душанбе обрушился гнев России. Российское руководство подвергло резкой критике администрацию президента Эмомали Рахмона за попытку шантажировать Кремль и грозит теперь нанести серьезный удар по экономике Таджикистана, предприняв ответные меры в отношении таджикских трудовых мигрантов в России.
Проблемы начались 8 ноября, когда таджикский суд признал гражданина РФ Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко, посадивших в марте два своих грузовых самолета Ан-72 в Курган-Тюбе на юге Таджикистана, виновными в незаконном пересечении границы и контрабанде. По словам летчиков, на пути в Россию из Афганистана, куда ими был доставлен гуманитарный груз, они неоднократно запрашивали разрешение на дозаправку. Авиадиспетчеры разрешения не дали, но летчики все равно сели, чтобы не разбиться.
Совершенная летчиками ошибка: не задекларировали находившийся на борту полуразобранный авиационный двигатель.
Читайте также: Пилотам российской компании в Таджикистане дали 8,5 лет
В российском министерстве иностранных дел вынесенный летчикам приговор назвали «суровым» и «политически ангажированным». Обвинения являются «необоснованными, надуманными и не подкрепляются серьезной юридической базой», – заявил на брифинге 9 ноября официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. «Принятое решение не способствует укреплению сложившихся между нашими двумя странами отношений союзничества и стратегического партнерства, наносит этим отношениям серьезный ущерб».
На следующий день после оглашения вердикта президент РФ Дмитрий Медведев выступил по телевидению с завуалированной угрозой. Потребовав объяснений, он отметил, что в зависимости от ответа таджикской стороны Москва будет принимать решения: «Эти решения могут быть разными – могут быть симметричными, могут быть асимметричными».
В последние пару лет российско-таджикские отношения носят напряженный характер. Самым острым вопросом двусторонних отношений являются то возобновляющиеся, то приостанавливающиеся попытки достройки Рогунской ГЭС. Таджикские власти отвергают наличие политической подоплеки в судебном процессе над летчиками. Как пояснил 10 ноября генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода, задержать самолеты, приписанные к загадочной компании Rolkan Investments Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах, попросил таджикские власти Кабул якобы по той причине, что те действовали без лицензии.
Российские СМИ отметают это запоздалое объяснение, заявляя, что Душанбе шантажирует Москву в связи с дальнейшим пребыванием на территории Таджикистана 201-й мотострелковой дивизии. В сентябре Медведев и Рахмон договорились о подписании в начале следующего года договора о продлении аренды базы еще на 49 лет, однако поговаривают, что Рахмон крайне недоволен предстоящим соглашением. Таджикские власти неоднократно заявляли, что Россия должна платить арендную плату за пребывание своих войск на таджикской земле. России же эта идея категорически не нравится.
Читайте также: Российский ответ на решение таджикского суда становится яснее
«Таджикистан хочет продемонстрировать свое недовольство российской политикой, – сказал Андрей Грозин из Института стран СНГ радиостанции «Голос России». – Ну и, очевидно, создать площадку для торга на будущее. В Таджикистане ждут, что Россия пойдет на определенные экономические уступки. И наш летчик является просто заложником, которого Душанбе, очевидно, рассчитывает освободить после российских уступок».
Многих жителей Таджикистана ужасает риск, которым грозит им этот конфликт. Около миллиона граждан Таджикистана – одна седьмая населения страны – работает за ее пределами, главным образом в России. По некоторым оценкам, их денежные переводы на родину составляют до 40 процентов ВВП республики. По сообщению «РИА Новости», 11 ноября Москва пригрозила депортировать свыше 200 таджикских гастарбайтеров.
«Одной из самых вероятных и действенных мер может стать введение жестких квот и даже визового режима для граждан Таджикистана», – подчеркивается в комментарии газеты «Московский комсомолец».
Как заявил информагентству «Интерфакс» таджикский оппозиционер Хаджи Акбар Тураджонзода – давний политический противник Эмомали Рахмона – «непродуманное» решение суда усложнит жизнь таджикских мигрантов в России. Полагаю, что решение было принято на самом высоком уровне и мне лично непонятны цели, которые преследовали этим власти Таджикистана, отметил политик.
Кроме того, данный процесс может углубить шовинистические настроения в обеих странах, опасается душанбинский политолог Парвиз Муллоджанов. «Данный инцидент можно рассматривать в контексте нарастания двух националистических волн – в России и в Таджикистане. В обеих странах оппозиционные политические партии используют националистические заявления для привлечения к себе внимания».
Читайте также: Таджики требуют извинений Медведева
Один из острых на язык представителей российских националистов, Владимир Жириновский, уже начал мутить воду с помощью финансируемых Кремлем СМИ. Подлинной целью таджикских властей было захватить самолет, чтобы впоследствии использовать его для торговли наркотиками, приводит его слова 9 ноября Russia Today. В качестве ответной меры Москва должна ввести для таджикских трудовых мигрантов визовый режим, добавил политик.
«Подобные комментарии очень серьезны и опасны для отношений между Душанбе и Москвой, – полагает председатель наблюдательной душанбинской Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана Нуриддин Каршибаев (НАНСМИТ). – Возрастает угроза информационно-идеологических нападок с обеих сторон, которыми в своих интригах могут воспользоваться деструктивные политически силы».
Константин Паршин является независимым журналистом из Таджикистана.