Душанбе — Россия и Таджикистан приближаются к соглашению по сохранению российских военных баз на территории этой среднеазиатской страны после 2014 года, заявил во вторник российский министр иностранных дел.
Ожидается, что аренда трех подконтрольных России баз будет продлена на 49 лет. Эту идею впервые озвучил в сентябре уходящий президент Дмитрий Медведев.
Соглашение позволит России иметь свой оплот в этом нестабильном среднеазиатском регионе.
Таджикистан тянет с принятием решения по российским базам в надежде получить более выгодные финансовые условия.
Посол Таджикистана в России на этой неделе намекнул, что его правительство рассчитывает получать за базы ежегодно 300 миллионов долларов наличными или их эквивалент в военной помощи. Москва рассчитывает на гораздо меньшие затраты.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил журналистам, что конкретная дата подписания договора еще не назначена, но добавил, что президент Таджикистана Эмомали Рахмон дал необходимые поручения по ускорению переговорного процесса.
Лавров заявил, что на встрече с Рахмоном и другими высокопоставленными лицами в Душанбе также обсуждалась проблема безопасности в Афганистане.
Он еще раз озвучил свои сомнения в том, что афганские службы безопасности будут в состоянии поддерживать порядок к тому моменту, когда силы НАТО окончательно покинут страну в 2014 году.
Таджикистан и другие страны Центральной Азии, соседствующие с Афганистаном, опасаются распространения насилия в случае, если гражданский конфликт вспыхнет с новой силой.
В российской 201-й мотострелковой дивизии, расположенной в Таджикистане, служат 7,5 тысячи человек. Дивизия является крупнейшим российским воинским контингентом за пределами страны. Дивизия расположена на трех базах – у Душанбе и у южных городов Куляб и Курган-Тубе.
Российское военное присутствие способствовало окончанию пятилетней гражданской войны, которая разрушала Таджикистан в 1990-х годах.
Москва оказывает сильное давление на Таджикистан с тем, чтобы восстановить старое соглашение, согласно которому российские войска находились на границе между Таджикистаном и Афганистаном. Правительство Рахмона сопротивляется этой инициативе, опасаясь, что она может ослабить суверенитет страны.