В центре украинской столицы установлен памятник героям популярной советской комедии «За двумя зайцами», снятой на киевской киностудии имени Довженко пятьдесят лет назад. Его герой, разорившийся парикмахер-кутила Голохвастов, надеется поправить свои дела выгодной женитьбой, но при этом еще и заводит роман с местной красоткой. При этом чтобы жениться и получить деньги, ему приходится еще больше залезть в долги, взяв у ростовщика взаймы на свадьбу. А интрижка с другой девушкой приводит к тому, что и ее родители требуют жениться. Так что все только запутывается…
Глядя на то, что происходит сегодня в украинской политике, трудно избавиться от ощущения, что кинематографический дух ее не покидает. Суд над бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко достиг высокого драматического накала, который привлек внимание всего мира. На улицах Киева вновь бурлят страсти, перепалки сторонников и противников «оранжевой принцессы» даже переходят в стычки. В то же время, вся процедура напоминает фарс, в котором Юлия Тимошенко как сценическая примадонна задает тон, артистично переигрывая постановщиков спектакля. Правда, недавно в партитуре зазвучала драматическая нотка – прокуратура начала намекать на то, что Юлии Владимировне могут грозить еще и обвинения в причастности к громкому убийству середины 1990-х…
Затевая суд над Тимошенко, украинские власти, судя по всему, действительно хотели убить двух зайцев одновременно. Во-первых, вывести из игры наиболее сильную оппозиционную фигуру, которая, несмотря на чувствительное поражение в 2010 году, явно намерена мобилизовать весь протестный электорат на следующих парламентских и президентских выборах. По мнению комментаторов, давать реальный тюремный срок бывшей главе правительства не предполагалось, но, осудив ее на пару лет условно, власти устранили бы Тимошенко из политического процесса на ближайшие годы. Во-вторых, обвинения, инкриминируемые экс-премьеру (хотя поводов можно найти немало) напрямую связаны с запутанными отношениями Киева и Москвы в газовой сфере, которые нынешнее украинское правительство стремится изменить. Решение суда о том, что Тимошенко нарушила украинские законы, заключая в январе 2009 года газовые контракты с Россией, дает формальное основание для дальнейших действий по их пересмотру. В том числе и обращение в международные инстанции. Киевский вердикт, конечно, не аргумент для Стокгольмского арбитража, но политическую атмосферу может создать.
Последнее вызывает нервную реакцию России, которая в данном случае несколько неожиданно оказалась в рядах критиков Киева вместе с Вашингтоном и Брюсселем. Правда, американские и европейские политики ругают Януковича и его правительство за нарушение принципов демократии, подозревая суд по политической ангажированности. А россияне упирают на правомерность контрактов и отсутствие оснований для каких-либо обвинений, с ними связанных.
Стройная логика, в соответствии с которой действовал официальный Киев, пока что завела украинские власти в сложное положение. Юлия Тимошенко умело оборачивает процесс в свою пользу. Будучи талантливым политиком-популистом, она избрала безошибочную тактику – вообще не обсуждать существо обвинений, а оскорблять суд, провоцируя его на репрессивные меры. Тимошенко прекрасно понимает, что в такой ситуации оправдываться придется именно власти, а не ей. Решение об аресте имело именно тот эффект, на который рассчитывала подсудимая.
Промежуточный результат скандала неутешителен для украинской власти. Ухудшение отношений с Западом. Напряженность с Россией. Тимошенко набрала политические очки. Но и отступать теперь уже тоже нельзя – это будет выглядеть как очевидное поражение Виктора Януковича, что крайне некстати в сложной социально-экономической ситуации. Так что необходимость довести суд до обвинительного приговора теперь острее, чем изначально.
Украинская политика всегда представляла собой вязкое и тягучее взаимодействие различных интересов, разобраться в котором сложно. Внешние наблюдатели и в России, и на Западе склонны рассматривать положение на Украине сквозь удобную им призму, и делить действующие там силы на пророссийские и прозападные. Хотя украинское общество действительно расколото между центрами внешнего притяжения, простая бинарность к нему неприменима, скорее это сложная многополярная система. Спустя 20 лет после провозглашения независимости страна по-прежнему крайне неоднородна, но в одном отношении существует консенсус элит – суверенитет не ставится под сомнение, а внешние силы рассматриваются как инструменты внутренней борьбы.
Опыт Виктора Ющенко показал, что попытка резко рвануть в одном направлении – западном – бесплодна и деструктивна, нация не готова сделать выбор. Виктор Янукович это понимает, и пытается вернуться к традиционной тактике баланса и получения дивидендов с обеих сторон. Иными словами, идеология «двух зайцев» глубоко укоренена в украинской политической ментальности.
В принципе, этому подходу не откажешь в рациональности, но он требует, во-первых, очень изощренного политического мастерства, во-вторых, высокого уровня интереса внешних сил к происходящему внутри Украины. Иными словами, чтобы и Россия, и Запад азартно играли и боролись за «украинский трофей».
Этого, однако, сейчас не происходит. И у России, и у Европы хватает собственных проблем, так что украинские события вызывают весьма умеренный интерес. Более того, получается, что этот интерес сегодня генерирует как раз Юлия Тимошенко, то есть он носит негативный характер по отношению к действующей власти. Так что Виктору Януковичу и его соратникам придется задействовать всю свою фантазию, чтобы придумать, как поймать стремительно разбегающихся зайцев.
После недавней встречи в Сочи президентов России и Украины и в Москве, и в Киеве заговорили о перспективе новой газовой войны. Конечно, возможно все – современная мировая политика успешно опровергает предположение о том, что основные участники не действуют в ущерб себе. Однако цена предыдущей газовой войны – января 2009 года – для обеих стран была столь велика (ущерб деловой репутации в глазах клиентов), что надо быть совершенно «отмороженным», чтобы провоцировать ее повторение. К тому же в нынешней ситуации Москву все устраивает, правовая база есть, так что ревизионистской силой придется выступать Киеву, и соответственно брать на себя всю ответственность за возможные осложнения. Но если Виктор Ющенко, вступая в конфликт с Россией, мог, по крайней мере, рассчитывать на благожелательное отношение Европы (хотя просчитался – Европа к тому времени уже устала от киевского хаоса), то Януковичу еще надо сражаться с собственным имиджем латентного автократа.
Вероятнее всего, газовых войн уже не будет, но что будет точно – это упорная торговля в попытках добиться пересмотра цен. С точки зрения Москвы, единственный шанс – это та же пакетная модель, которая использовалась в прошлом году в Харькове. Контракт не пересматривается, но в обмен на какие-то другие уступки (как за продление договора по Черноморскому флоту) возможны дальнейшие скидки. Сфера шагов Украины, которые могу интересовать Москву, довольно обширна – от создания единых производственных цепочек (энергетика, атом, авиация, ВПК) до Таможенного союза и Единого экономического пространства. Вопрос, правда, в том, какое пространство политического маневра осталось у киевских властей.