Я уже писал о постреволюционных послеродовых муках Египта, особенно о возможности крупномасштабного межрелигиозного конфликта между получившими власть исламистами и осажденным со всех сторон меньшинством христиан-коптов. С моей точки зрения, празднования ухода Мубарака, особенно в том, что касалось самодовольного хвастовства «продемократических» сил в Вашингтоне, были чрезвычайно преждевременны, так как никто толком не понимал, что произойдет после того, как дела возьмет в свои руки армия. Я надеялся на лучшее, но заметил еще тогда, что египетское общество сталкивается с рядом вопиющих экономических и демографических проблем, и что вероятность того, что любое правительство, не говоря уже о военной хунте, тесно связанной со старым режимом, сможет эффективно решить их, чрезвычайно мала.
Ну, Египет вновь оказался в заголовках газет после того, как армия жестоко подавила в Каире марш христиан-коптов, что стало самым кровавым эпизодом беспорядков с тех пор, как Мубарак был смещен. Копты мирно протестовали против произошедшего ранее разрушения церкви на юге страны, когда, по сообщению нескольких свидетелей и многочисленных репортажей независимых египетских газет и телеканалов, ряд военных автомобилей на быстрой скорости направился прямо на толпу. Это немедленно привело к атмосфере хаоса, паники и беспорядка, и вызвало взрыв протестов, которые бушевали потом несколько часов и были подавлены с помощью дубинок, слезоточивого газа и пуль.
Хотя число погибших, составляющее, если верить последним данным СМИ, около 30 человек, к счастью, значительно ниже того, что могло случиться в ситуации, по сути, боевых действий в городе, существует ряд факторов, заставляющих серьезно задуматься любого человека, знакомого с революционными ситуациями. Первый состоит в том, что, говоря словами Ленина, власть, похоже, просто валяется на улице: нет никаких признаков эффективного руководства со стороны военного совета, номинально управляющего страной, и еще меньше признаков какой-либо координации между военными и органами гражданской власти (например, полицией). Газета New York Times написала про захватывающий и очень тревожный рассказ американского юриста египетского происхождения Хани Бушры (Hani Bushra), оказавшегося в центре протеста. Хотя этот рассказ, очевидно, не нужно считать окончательным вердиктом, так как определенные его части не удается подтвердить с помощью других источников, в целом он согласуется с другими опубликованными новостными репортажами, когда говорит о том, что полицейские, по сути, являются пассивными наблюдателями, и что они, по сути, уступили ответственность за обеспечение общественного порядка вооруженным силам. Эта ситуация не может длиться вечно, и тот факт, что она ни на йоту не изменилась за шесть месяцев после смещения Мубарака, вызывает глубокую тревогу.
Но еще хуже были сообщения, не только от г-на Бушры, но и от ряда других американских и западных журналистов, находящихся в Каире, о том, что египетская армия активно принимает определенную сторону конфликта и открыто призывает мусульман помочь ей «контролировать коптов» и «защищать улицы». По государственному телевидению показали ряд призывов к гражданам выйти на улицы, чтобы «защитить армию». В свое время я много читал про развал Югославии, развал, чей быстрый прогресс начался лишь после того, как Национальная армия Югославии начала поддерживать сербов – и от этих сообщений у меня мурашки по коже побежали. Армия с большим отрывом является самым доверенным институтом египетского общества – не случайно, что когда ее призвали на улицы в ходе протестов, которые, в итоге, привели к смещению Мубарака, к солдатам относились с практически единогласным уважением и восхищением. Если армия начинает разделяться по религиозным признакам, а контраст между тем, как нежно она обращается с протестами «братьев-мусульман» (включая протесты, приведшие к прорыву на территорию израильского посольства), и тем, как безжалостно она поступила с недавним протестом коптов, указывает на то, что этот процесс уже вовсю идет, то Египет находится на пути к катастрофе и вероятной гражданской войне.
Единственный способ выбраться из текущей ситуации это заставить экономику Египта очень быстро расти – расти настолько быстро, что это, возможно, позволит уменьшить толпы безработных, раздраженных и озлобленных молодых парней, рыскающих сегодня по улицам Каира и других больших городов. Но об этом никто не задумывается, особенно в Соединенных Штатах, где все сообщения из Египта старательно избегают даже упоминаний экономики, посвящая, вместо этого, непомерное количество времени разговорам о «демократии». Например, «меньшивики» из редакции газеты Washington Post заявили, что недавний всплеск межрелигиозного насилия это, на самом деле, доказательство того, что военному руководству Египта… нужно, как можно быстрее, провести выборы. Потому что если что-то и может снизить межрелигиозную напряженность, так это подавляющая победа «братьев-мусульман» на выборах!
Мне кажется, я никогда еще не видел такого разоблачения архаического мышления, лежащего в основе продвижения демократии, как в данном случае. Каким образом продвижение «демократии» может защитить интересы религиозного меньшинства, составляющего около 10% населения? Разве продвижение «демократии» не станет в данном случае залогом жестоких репрессий коптов? Египту нужна не столько демократия, сколько руководство и управление – а популистское и в значительной степени исламисткое правительство, которое неизбежно появится в результате выборов, проведенных в текущей атмосфере общественного хаоса, это именно то, что превратит текущую напряженность в полномасштабную гражданскую войну. Редакция Washington Post, по сути, рекомендует, чтобы мы сбросили бензин на тлеющий лесной пожар, следуя логике «жидкость гасит огонь».
Египет это культурный, демографический и географический центр арабского мира, страна, гораздо более важная, чем Тунис, Ливия или Сирия. Если бы, вопреки всему, ему удалось собрать плюралистское и светское правительство, это стало бы огромным шагом вперед и вдохновляющим примером для сотен миллионов жителей региона. Однако на данный момент Египет, похоже, кренится в сторону пропасти межрелигиозного кровопролития и яростной религиозной нетерпимости. Это станет катастрофой не только для граждан Египта, которые, безусловно, пострадают от происходящего. Если попытка демократии провалится (хочу тут заметить, что с моей точки зрения довольно очевидно, что никакой демократии в стране пока не было, так как она управляется кликой военных, но, похоже, что международные СМИ просто не получили это уведомление), это еще больше дискредитирует концепцию демократизации по всему Ближнему Востоку. Таким образом, Египет это лишь последний в череде примеров, доказывающих, что Западу следует быть гораздо аккуратнее, когда он обсуждает слово на букву «Д» -- после того, как они столь громко и неоднократно заявляли гражданам Египта, что те успешно добились демократии, западные правительства окажутся (что правильно) еще более дискредитированы, если вся эта конструкция с навешиванием лапши развалится у всех на глазах.