Удивительно, насколько быстро сегодня все меняется. Еще два года тому назад казалось, что Индия готова занять место Китая, став самым быстро растущим формирующимся рынком мира. На обложке Economist, ставшего настольной книгой западной экономической элиты, появился бенгальский тигр, гордо шагающий по равнине и смело заявляющий, что Индия скоро обгонит Китай по темпам роста. Этот журнал или, по крайней мере, тот выпускник Оксфорда 20 с чем-то лет, который отвечал за написание передовицы, с достойной кунсткамеры презрительной снисходительностью и бездумным энтузиазмом однозначно предсказал, как в ближайшем будущем Индия неизбежно обгонит Китай - потому что у нее быстро увеличивается население, имеется демократическая политическая система, а также есть мощные частные компании.
Economist просто отмахнулся от скучного перечисления вопиющих недостатков Индии, хотя любому выпускнику вуза, не говоря уже о специалистах по развивающейся экономике, ясно и понятно, что эта страна исключительно слабый кандидат на устойчивый и быстрый рост, не говоря уже о развитии в таких темпах, которые позволили бы ей на всех парах перегнать Китай. Среди индийских недостатков, о которых говорит даже Economist со своими решительно оптимистичными расчетами, есть следующие: достойные осуждения государственные школы, непроходимые дороги, задыхающиеся от транспорта железные дороги, отвратительное здравоохранение, а также политическая система, которая не просто коррумпирована, но и полностью некомпетентна и неэффективна.
Пусть несовершенное, но весьма показательное сравнение дает опыт Китая, проводившего в 2008 году Олимпийские игры, и опыт Индии, ставшей в 2010 году хозяйкой Игр стран Содружества. Игры стран Содружества это, конечно, не столь заметное и масштабное событие, как Олимпиада, и тем не менее, это очень важные международные состязания, на примере которых Индия вознамерилась заявить о своем "приходе" на мировую арену. Все помнят, насколько безупречно были организованы игры в Китае. Они были проведены настолько идеально, в таких великолепных и прекрасных условиях, что организаторы лондонских игр 2012 года сразу начали предупреждать всех, что Пекин установил такую высокую планку, преодолеть которую не удастся никогда.
В китайском опыте проведения Олимпиады впечатляют не миллиарды долларов, потраченные на сооружение спортивных объектов, поскольку этим деньгам можно было найти лучшее и более эффективное применение в других областях этой все еще бедной страны, особенно в сельской местности. Впечатляет наглядно и мощно продемонстрированная китайским государством способность делать дело и добиваться результата. И речь здесь не только о стадионах. Власти вполне успешно и быстро построили целую сеть автомобильных дорог, высокоскоростных железных дорог и линий метро высочайшего качества. Индия, в отличие от Китая, по сути дела, не сумела построить даже простое жилье для спортсменов с элементарными удобствами, не говоря уже об инфраструктуре мирового класса. Спортивная деревня получилась исключительно низкого качества: ванные комнаты забиты нечистотами, раковины покрыты запекшейся грязью. Все это было настолько отвратительно, что многие команды предпочли остановиться в гостиницах, дабы не подвергать себя опасности заболеть и остаться за бортом игр. На самом деле, все было настолько плохо, что сам факт проведения игр был разрекламирован как "успех".
Ни для кого, видимо, не секрет, что индийское государство не может довести до конца почти ничего. Economist блаженно заметил по этому поводу, что "индийское государство слабое". Однако многие западные страны убедили себя в том, что это не имеет значения. Освободившийся из жесткой государственной хватки частный сектор все сделает. Однако даже самым свободным и динамичным рынкам для достижения успеха нужны определенные базовые условия. Рабочие должны быть здоровыми и хорошо обученными, чтобы производить продукцию. Транспортная система должна быть в состоянии доставлять эту продукцию на рынки, а компании должны быть не только достаточно уверены в будущем росте, чтобы вкладывать инвестиции, но и иметь доступ к капиталу, дабы поступать таким образом.
Я всегда довольно скептически относился к идее превращения Индии в экономического гегемона. У меня были очень сильные подозрения, что реклама Индии в западной прессе отражает не превосходные основы этой страны, а тот факт, что она является дополнением Запада, но не его конкурентом. Но даже я был потрясен тем, насколько слабо проявила себя эта страна за последние несколько лет. Достигнув на короткое время в 2009 году показателей Китая со своими впечатляющими темпами роста в 9,1 процента, Индия с тех пор постоянно замедляет развитие. В 2010 году ее темпы роста снизились до 8,8 процента, в 2011-м до 7,1 процента, а прогноз на 2012 год составил 6,9 процента. Индия не только не сумела обогнать по этому показателю Китай. Она снова последовательно отстает от него на 1-2 процента. А поскольку по показателям на душу населения КНР превосходит Индию в два с лишним раза, слабые показатели роста Индии кажутся еще более мрачными и вопиющими. На самом деле, если учитывать быстро увеличивающееся население Индии, то рост ее реального ВВП на душу населения составляет сегодня всего около 5 процентов (это чуть выше российского показателя в 4 процента, по поводу которого все злословят, хотя здесь еще надо учитывать тот факт, что у России база отсчета в четыре раза мощнее).
И дело не только в замедлении роста ВВП. Дефицит текущего счета и бюджета в Индии настолько высок, что Standard & Poor's, а также другие рейтинговые агентства грозят перевести ее суверенный долг в более низкую категорию, и уже официально понизили до негативного свой прогноз по индийским облигациям (это значит, что риски будут решительно увеличиваться). Из-за огромного дефицита торгового баланса страны, который сегодня достиг рекордных высот, рупия последние восемь месяцев быстро обесценивается по отношению к доллару, и сегодня она близка к самому низкому своему уровню. А поскольку Индия зависит от внешних поставок энергоресурсов, слабая валюта будет провоцировать инфляцию и ограничивать пространство центробанка для маневра. Как сообщила недавно Financial Times, государственные финансы Индии тоже в серьезном беспорядке. Из-за роста цен на энергоресурсы, которые поднимают дефицит торгового баланса, бюджетный дефицит в закончившемся в марте 2012 года финансовом году увеличился до 5,9 процента ВВП. Это существенно выше, чем не очень-то агрессивный целевой показатель правительства в 4,6 процента.
Наибольшую тревогу вызывает то обстоятельство, что бюджетный и торговый дефицит Индии возник не в результате долгосрочных инвестиций, не в школах, не в транспортной инфраструктуре, а из-за крайне неэффективных и дорогостоящих схем, таких как топливные субсидии, субсидии, стимулирующие занятость и другие программы социального обеспечения, которые способствуют росту потребления. Ответ из учебника состоит в укреплении бюджета путем перебалансировки экономики в сторону наращивания инвестиций и снижения потребления с одновременным отказом государства от непроизводительных активов и вложением средств в крайне необходимую инфраструктуру.
Однако нынешняя политическая коалиция, ожидающая запланированных на 2014 год очередных общенациональных выборов, совершенно не желает навлечь на себя гнев народа, которым будут сопровождаться необходимые реформы. Понятно, что льготы и субсидии пользуются огромной популярностью у сельской массы избирателей, которые решают исход выборов в Индии, а также у местных политиков, которые отвечают за распределение средств. Результатом является политическая стагнация и застой, хотя сейчас как раз то время, когда срочно необходимы действия и реформы.
Все это кажется печально знакомым. Несмотря на похвальные экономические успехи, которых Индия добилась за прошлое десятилетие, страна сделала удручающе мало для преодоления своих основополагающих слабостей и недостатков. Это было понятно и очевидно уже довольно давно, однако Очень Серьезные Люди на Западе убедили себя, что данные обстоятельства не имеют никакого значения. Всем им надо сохранить свое полное непонимание Индии до следующего раза, когда они начнут читать здраво звучащую лекцию о том, что необходимо сделать.