Газеты продаются, когда есть новости. Сюжеты, связанные с рождением наследника британского королевского престола ожидаемо принесли позитивные эмоции и оживление владельцам газет и торговцам периодикой: люди следили за этим событием и как никогда покупали газеты. Но если рассматривать не частный эпизод сегодняшнего дня, а глобальную тенденцию на перспективу, то британские эксперты прогнозируют явные признаки спада интереса к печатной прессе. Только за период с 2008 до сегодняшнего дня, общий тираж британских общенациональных газет сократился на четверть.
Приходится констатировать, отмечают эксперты Economist, что в гораздо большей степени, чем, например, в США или даже Японии и большинстве стран Европы, британские издания зависят от нерегулярных читателей, покупающих газеты в киосках. И это, считают в Лондоне, плохие новости: проще оставить привычку ежедневно покупать газету, чем отменить читательскую подписку. Однако некоторые газетные издания стремятся изменить это поведение читателей.
Газеты Daily Telegraph, Financial Times, Guardian, Independent и Times, а также одноименные воскресные издания, на которые приходится около одной пятой от общего тиража газет в Великобритании, стремятся расширить аудиторию подписчиков, и даже с некоторым успехом. По данным исследовательской фирмы Enders Analysis, с декабря 2008 по май 2013 г. доля газет, полученных по подписке, выросла с 26% до 41%. Daily Telegraph, которая дольше остальных занимается расширением аудитории подписчиков, бесплатно выдает электронные «читалки» Kindle тем, кто оформляет годичную подписку на газету. Другие печатные СМИ предлагают подписчикам значительные скидки и за небольшую доплату предоставляют доступ к электронной версии издания.
Агрессивное предложение, влечет за собой снижение дохода. Однако установление прямых связей с читателями входит в интересы СМИ (хотя большинство подписчиков получают газету, придя в киоск и предъявив специальный ваучер, или дополнительно оплачивают ее доставку). Оформляя подписку на газету, издание получает дополнительную информацию о читателе: его привычках и интересах. Что, естественно может быть использовано в продаже рекламы или продвижении таких товаров и услуг как вина, туристические поездки или службы знакомств к целевому сегменту потребителей - читалей.
Стоит отметить, что подписка на онлайн-издания набирает популярность. По данным Оксфордского Reuters Institute, 9% британских читателей платят за новости в интернете – на 5% больше, чем в 2012 г. В марте 2013 г. Telegraph установила систему платного доступа к информации, аналогичную той, что используется изданием Economist. В августе газета Sun, принадлежащая компании News UK (ранее News International) Руперта Мердока, первой среди массовых газет перейдет на полностью платный доступ в интернете. Для того чтобы привлечь и удержать подписчиков, издание предложит им дополнительные возможности и материалы, говорит Майк Дарси (Mike Darcey), руководитель News UK, который освоил эти методы, работая в компании спутникового вещания BSkyB. К примеру, Sun будет размещать в платном доступе видеозаписи матчей английской премьер-лиги, на которые издание приобрело эксклюзивные цифровые права.
Даже издания с бесплатными сайтами, такие как популярная Mail Online (веб-сайт газеты Daily Mail) и Guardian взимают плату за приложения для планшетов. «Что бы там ни говорили, мы никогда не отказывались от платного доступа», говорит Эндрю Миллер (Andrew Miller), руководитель Guardian Media Group. «Мы постоянно присматриваемся к платной подписке на веб-сайт».
К сожалению, подписка на электронные и печатные издания не может полностью компенсировать падение доходов от рекламы в печатных СМИ. В этом году доходы от рекламы в газетах составят 2,1 млрд. фунтов стерлингов (3,2 млрд. долларов США) – приблизительно в 2 раза меньше, чем в 2005 г. Газета Times, принадлежащая Р. Мердоку, теряет доход, несмотря на введение платного доступа к материалам веб-сайта. Региональные издания, зарабатывающие больше на тематических объявлениях, находятся в еще более плачевном состоянии. По состоянию на январь 2013 года в Великобритании насчитывалось 1054 региональных газеты, что примерно на 18% меньше, чем в 2008 г. Среди общенациональных изданий такого драматического снижения пока что не наблюдается.
В Великобритании издается двенадцать центральных газет; в Америке, население которой приблизительно в пять раз больше, их всего три. Некоторые издания, такие как Daily Telegraph, имеют устойчивое финансовое положение. Однако, как представляется экспертам Economist, в Великобритании слишком много газет, и конкурируют они за весьма малочисленную аудиторию, особенно учитывая широкое распространение бесплатных новостных бюллетеней, таких как Evening Standard. Эта газета, принадлежащая россиянину Лебедеву, соперничает с Independent; топ-менеджмент издания заявляет, что готов забрать читательскую аудиторию и рекламодателей конкурента в случае разорения последнего. Однако, при всём том, газеты в Великобритании пока что способны оставаться на плаву в течение многих лет. «Газеты в нашей стране в чем-то напоминают футбольные клубы», – говорит Марк Оливер (Mark Oliver) из консалтинговой компании по связям с общественностью Oliver & Ohlbaum. И, как это ни парадоксально, Марк Оливер совершенно справедливо отмечает: «всегда находится миллиардер, который их купит».
Такую фактологию даёт Economist. Однако дело не огранивается сухой статистикой. Economist, Daily Telegraph, Financial Times, - другие британские издания мирового уровня проецируют влияние Великобритании во всём мире, что особенно важно в условиях борьбы за мировое медийное пространство, свидетелями которого мы сегодня являемся. Совершенно очевидно, что от того, какие новости, а особенно каким образом они подаются читателю, зависит позиционирование и имиджа и внешней политики страны. А это уже гораздо серьёзнее, чем такой показатель, как «доходность издания».
В последнее время Британия с удивлением констатировала наличие конкуренции там, где её издания с, казалось бы, устойчивым авторитетом и мировым влиянием чувствовали себя вне досягаемости: в стране стало значительно меньше альтернативных точек зрения. И если пока что на пространство печатных медиа империй прорваться командам с другими позициями крайне сложно, то электронные СМИ уже обозначают тревожные признаки для британских медиа групп. Успех Russia Today, например, которая прочно заняла третье место по популярности среди телевизионных каналов в Великобритании, говорит о том, что людям хочется услышать и увидеть что-то ещё, отличное от того, что предлагают практически солидарно Британские издания.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.