На завоеванных территориях в Сирии джихадисты из «Исламского государства Ирак и Левант» и «Джабхат ан Нусра» не только действуют методами запретов и насильственного установления шариата, не только расстреливают врагов, несогласных, конкурентов или подозреваемых в симпатиях Асаду и не только запрещают алкоголь, сигареты, «голые» манекены в магазинах, косметику, непокрытые головы женщин и бритые подбородки. В Сирии джихадисты стараются сыграть и на позитиве.
Начало действий пропагандистских подразделений джихадистов приходится на лето 2012 года, когда «Джабхат ан-Нусра» совершает на грузовиках с флагами и плакатами первые поездки по деревням восточной Сирии и раздает людям продовольствие, консервы, одежду, теплые одеяла, а в декабре 2012 доставляет гуманитарную помощь голодающим в Дейр-эз-Зор. Все было заснято на камеру и выложено в сеть, записано на диски и массово распространено. Осознав положительный эффект от подобных мероприятий, в группировке решают бюрократизировать процесс, и в итоге появляется свое отдельное подразделение «Кисм аль-Игата» («Департамент социальной помощи»). Помимо предоставления продуктов, открытия своих клиник и оказания медицинской помощи населению, «Кисм аль-Игата» проводит кампании по уборке мусора в захваченных населенных пунктах, кормит бездомных собак и даже отчитывается о создании службы пожарной охраны и наличии новеньких пожарных машин.
Основа же действий «Кисм аль-Игата» за фасадом материальной помощи — это исламское образование. Особое внимание уделяется детям и проповедям в мечетях.
Для детей организовываются специальные занятия, при посещении которых ребятне выдается хлеб. В Дераа «Кисм аль-Игата» устроило на камеру раздачу игрушек, разъезжая на грузовиках по улицам и выдавая с борта футбольные мячики, куклы, машинки. Дети после получения подарка по просьбе людей из «Кисм аль-Игата» кричали «Аллаху Акбар» на фоне флагов джихадистской группировки. В Идлибе «Кисм аль-Игата» раздает детям конфеты, а старикам деньги и продовольствие в обмен на заявления о полной поддержке группировки «Джабхат ан-Нусра». «Кисм аль-Игата» также устраивает специальные «дни веселья» для детей, во время которых проводятся различные зрелищные спортивные мероприятия, например, перетягивание канатов. Во время подобных встреч с детьми и их родителями «Кисм аль-Игата» проводит воспитательные беседы.
Для взрослых же мужчин «Кисм аль-Игата» организовывает курсы по толкованию Корана и изучению основ шариата. На завоеванных территориях в населенных пунктах «Кисм аль-Игата» старается именно из местных исламских радикалов или из успешно исламизированных местных жителей создавать свое активное ядро, чтобы избежать популярных в СМИ обвинений, что все джихадисты «Джабхат ан-Нусра» являются пришлыми иностранцами и чужеземными интервентами.
Из захваченных городских хабов вдоль границы с Турцией джихадисты рассылают в деревни своих эмиссаров, которые проповедуют в мечетях и на рынках. Во время проповедей активно распространяются пропагандистские CD. Также, например, помимо проповедей женщинам исламисты бесплатно раздают на рынках хиджабы.
Многие из эмиссаров «Джабхат ан-Нусра» уже работали на поприще пропаганды в Ираке в 2003 году. Именно тогда на опыте Ирака методом проб и ошибок исламисты усвоили уроки, что исламистскую жестокость необходимо чередовать с благотворительностью и щедростью, чтобы завоевать расположение и поддержку местных жителей.
Продовольствие — также важнейший фактор пропаганды. Помимо захвата нефтяных и газовых объектов и продажи нефти и газа, «Джабхат ан-Нусра» потратила значительные усилия, чтобы поставить под свой контроль элеваторы, мельницы и склады с зерном и мукой, а затем наладить инфраструктуру распределения и внедрить ценовую политику продаж хлеба. Хлеб продается платежеспособным местным жителям по минимальной цене и в срок. За ценой следят специально строго, а спекулянты подвергаются наказанию. В этом плане «Джабхат ан-Нусра» установила жесткую дисциплину, грамотно противопоставляя себя «Свободной сирийской армии» (ССА), которую местное население подозревало в воровстве муки и было недовольно малой эффективностью ССА в социальных вопросах.
Зарубежные и российские СМИ довольно много и подробно писали о влиянии джихадистов на гражданское население и взятие на себя функций городского управления в двух крупных городах, Ракке и Дане.
Если же говорить о других городах, то, например, в Алеппо джихадисты взяли на себя функции по предоставлению коммунальных услуг, ремонтируя водопроводы, сети эклетропередач, канализацию, проводя кампании по вывозу мусора и распылению дезинфектантов. В городе «Кисм аль-Игата» открыл медицинский пункт для гражданского населения, где лечение осуществлялось за символическую плату. В сельскохозяйственных регионах «Кисм аль-Игата» восстанавливал системы ирригации. В Алеппо первая ячейка «Кисм аль-Игата» состояла всего из десятка человек, а к осени прошлого года в городе уже действовал целый десяток сложившихся подразделений «Кисм аль-Игата», не считая филиалов в самой провинции.
В Дейр-эз-Зор при участии и по инициативе «Кисм аль-Игата» были построены мосты и налажено снабжение населения продовольствием, топливом и газом. В сельскохозяйственных регионах были созданы насосные станции для ирригации. В Идлибе были восстановлены разрушенные в ходе боевых действий дороги. В провинции Ракка джихадисты успешно управляли крупнейшей в стране плотиной Табка и меньшей по масштабу плотиной Эль-Баас на Евфрате.
Контроль над базовыми ресурсами и социальными услугами и популяризация гуманитарной помощи дает джихадистам власть над населением и вызывает симпатии у местных жителей, которые в ходе бесконечной войны уже забывают, с чего началось разрушение городов. Отними у людей все, а потом дай малое, и они будут счастливы. Это не стоит недооценивать и сбрасывать поддержку джихадистов населением со счетов, акцентируя внимание только на военных действиях и преступлениях.
Что касается борьбы на медийном фронте, то у «Джабхат ан-Нусра» есть свой отдельный департамент «Белый Минарет», работающий по данному направлению. Именно через него происходит распространение видеозаписей, документальных фильмов, интервью с шахидами и отчетов о деятельности «Кисм аль-Игата». «Белый Минарет» отвечает за сайты организации и ведет деятельность в социальных сетях и блогах. Например, осенью прошлого года только один аккаунт «Джабхат ан-Нусра» в «Твиттере» имел 78 тысяч подписчиков. «Белый Минарет» редко освещает единичные атаки «Джабхат ан-Нусра», стараясь делать акцент на масштабах операций за долгое время на значительной территории, тем самым показывая, что не гонится за громким пиаром, как другие джихадистские группировки, выпячивающие разовые успехи. Также медийный департамент «Белый Минарет» старается избегать острых идеологических трактовок, которые могут вызывать отторжение у местного населения. Много внимания уделяется ответам на критику местных жителей, что во время террористических атак на военные объекты сил Асада гибнут и гражданские люди. «Белым Минаретом» даже выпускаются пресс-релизы, где «Джабхат ан-Нусра» сообщает, что решила не устраивать определенный теракт, чтобы не навредить местным мирным сирийцам.
Впрочем, несмотря на все предпринимаемые джихадистами титанические и вполне успешные усилия в борьбе за сердца и желудки, есть и обратная сторона медали. Никуда не делись обвинения джихадистов в насилии, жестокости, пытках и убийстве. Никуда не делись обвинения в похищении и казни недовольных исламистами местных жителей. Никуда не делось отрицание пропаганды и жестких правил шариата гражданским населением Сирии.
Конечная же цель деятельности «Кисм аль-Игата» — постепенная полная трансформация общества и подготовка идеологической почвы для создания халифата. Джихадисты из «Исламского государства Ирак и Левант» и «Джабхат ан-Нусра» делают ставку не только на количество рекрутированных бойцов и успехи на поле боя или на доходы от продажи нефти, но и на то, какую аудиторию они могут охватить своей пропагандой. Они борются не только за военные цели и конкретные объекты, но в первую очередь за долгосрочное влияние на «арабской улице» и активнейшим образом работают с населением, с подростками и детьми.
Как говорится, сначала люди теряют улицы своих городов, затем сердца своих детей, а потом теряют свою страну и свое будущее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.