Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Халифат и все-все-все

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 7 (67)

© AP Photo / Militant website via AP, FileБоевики Исламского государства запускают противотанковую ракету в городе Эль-Хасака, Сирия
Боевики Исламского государства запускают противотанковую ракету в городе Эль-Хасака, Сирия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Адепты халифата ликуют. Чем больше их убивают, и чем больше стран вступают в борьбу против них, тем большей притягательностью, по их мнению, начинает обладать халифат, и тем больше бойцов он привлекает со всего мира. О воюющей против них Коалиции из более чем 60-ти стран и о вступившей в войну России они говорят с изрядной долей бахвальства и гордости: весь мир против нас, а мы держимся.

Первые американские бомбы упали на халифат 8 августа 2014 года. Англичане нанесли первый удар с воздуха 30 сентября. Все началось для Коалиции чуть более года назад. На начало октября 2015 года, согласно последнему отчету министерства обороны США, было нанесено 7323 удара (4701 — в Ираке, 2622 — в Сирии). США нанесли 5718 ударов, остальное — Коалиция. Кроме США и Великобритании, халифат бомбили Канада, Австралия, Франция, Дания, Голландия, Турция, ОАЭ, Иордания, Бахрейн и Саудовская Аравия. Всего совершено 57 843 вылета. В Коалицию входит более 60 стран, но как видим, бомбят единицы, а всю основную работу с воздуха делают американцы. Остальные страны оказывают различную логистическую, военно-техническую, разведывательную и гуманитарную поддержку. Общий ценник — четыре миллиарда долларов, в среднем по 10 миллионов долларов в сутки.

Что уничтожено? У них популярна шутка про «два экскаватора», у нас — про «множество командных пунктов», но в отчетах американцев фигурируют следующие уничтоженные на 8 октября цели: танки — 126 (из вероятных 200, по самым завышенным оценкам, находившихся в наличии у халифата), джипы — 354, базы и лагеря — 561, боевые позиции — 3930, объекты нефтяной отрасли — 232 и др. Всего поражена 13 781 цель.

Россия за время своей воздушной кампании на 16 октября совершила 669 вылетов и уничтожила 450 целей. В день сейчас наносятся удары где-то в среднем по 50-ти целям. То есть через год ударов подобной интенсивности Россия по числу пораженных целей приблизительно сравняется со статистикой Коалиции по этому пункту. Точной разбивки у нас по целям нет, но, по словам президента России, «уничтожены десятки пунктов управления и складов с боеприпасами, сотни террористов и большое количество боевой техники». Также в российских СМИ мелькают цифры об уничтоженных за время кампании 20-30 танках халифата.

Что касается убитых террористов, здесь с подсчетами - своя история. У американцев данные самые разные. USA Today со ссылкой на неназванный источник в Пентагоне пишет о 20 000 убитых на октябрь этого года (в июле в газете их насчитывали 15 000). Любопытно сравнить эти данные с фразой адмирала Джона Кирби (John Kirby) 6 января 2015 года, когда на брифинге в Пентагоне на вопрос о количестве уничтоженных террористов он ответил «сотни, несколько сотен». И потом добавил, что у него нет данных такого рода, и что он вобще не запрашивает такие данные, так как главное — уничтожить инфраструктуру террористов и подорвать их боеспособность. Разница в оценках числа убитых между 20 000 (в газетах и у аналитиков) и несколькими сотнями (у военных), мягко говоря, внушительна.

Что касается обновления рядов и замены выбывших в халифате, The New York Times в конце сентября написала, что, несмотря на все усилия мирового сообщества, в ряды халифата с 2011 года влилось 30 000 иностранцев, а за последние 12 месяцев их поток увеличился вдвое. Тем не менее отмечаются в материале и позитивные изменения: удары с воздуха остановили территориальные захваты халифата и заставляют халифат принимать оборонительные бои, границы закрываются, и иностранцам все труднее проникнуть в халифат, слежка за потенциальными «добровольцами» в странах по всему миру становится эффективнее, борьба с пропагандой халифата в интернете все результативнее. Поток должен вскоре иссякнуть.

Другое мнение, безусловно, у адептов халифата. Чем больше их убивают, и чем больше стран вступает в борьбу против них, тем большей притягательностью, по их мнению, начинает обладать халифат, и тем больше иностранных бойцов он привлекает со всего мира. О воюющей против них Коалиции из более чем 60 стран и о вступившей в войну России они говорят с восторгом и изрядной долей бахвальства и гордости: весь мир против нас, а мы держимся.

О том, что дела у халифата идут не так хорошо, могут говорить и все чаще возникающие свидетельства о массовой подготовке халифатом детей-солдат. Только на лето 2015 года насчитывали около 1100 детей-солдат, которые проходили обучение в лагерях в Ираке и Сирии с пятилетнего и даже с трехлетнего возраста. Отмечается, что детские лагеря — это хорошо работающая отлаженная халифатом система, эффектная публичная и жестокая машина по производству фанатиков. Дети халифата делятся на пять категорий: рожденные от иностранных бойцов, от местных бойцов, брошенные или сироты, отобранные у родителей силой и пришедшие в халифат добровольно. Часть из них станет смертниками, часть — палачами, часть — быстро погибнет в первых же боях.

Но в халифате рассчитывают и на пополнение извне. То и дело в их среде мелькают фразы «плохие новости для Асада — за пределами Сирии родилось уже 200 тысяч борцов с режимом» и «главное оружие в борьбе с режимом Асада — матка сирийской женщины». По данным UNICEF, около 7,5 миллионов сирийских детей нуждаются в помощи. За пределами Сирии находятся два миллиона детей, в самой Сирии в школу из-за войны не ходят 2,6 миллионов. Войны на Ближнем Востоке лишили школьного обучения уже около 13 миллионов детей. Миллионы детей, которые не имеют дома, растут без отцов, не учатся, имеют психические расстройства из-за пережитого кошмара, подвергаются унижениям, не знают языков, не имеют документов (даже свидетельств о рождении) и пытаются выжить, находя самую черную и грязную нелегальную работу. Эта среда — просто идеальна для вербовки. Детей подвергнут пропагандистской обработке, в головы будет вбиваться ненависть и к Асаду, и к Западу, и к кому вздумается — как вербовщики захотят. То, что в основном вербовщики будут исламистами, сомневаться не приходится. Уже сейчас, как отмечает UNICEF, некоторые дети в лагерях беженцев высказывают желание вернуться в Сирию и воевать против Асада, а о налаживании переброски детей обратно в Сирию многие поговаривают вслух.

Доктор Питер Салама (Peter Salama), региональный директор UNICEF по Ближнему Востоку и Северной Африке, говорит, что если раньше в военные группировки в основном вербовали уже довольно-таки взрослых подростков и, скорее, на вспомогательные роли, а не для участия в боях, то за последние год-два ситуация кардинально изменилась, и сегодня агрессивно вербуют уже совсем маленьких детей и именно для отправки на передовую, в самое месиво войны.

Что касается масштабов происходящей трагедии и масштабов зарождающихся проблем для ближайшего будущего, то буквально на днях премьер-министр Турции заявил, что в лагерях для беженцев только в одной Турции родились 66 000 детей. И добавил, что этих детей Турция не отдаст тиранам, имея в виду Асада. В мае 2015 года в Ливане насчитывалось 36 000 новорожденных сирийцев. В марте 2015 года в лагерях Иордании насчитывали только на тот момент 11 000 беременных сириек.

Это только официально учтенные младенцы и только в трех странах. Так что пугающие оценки исламистов, что за пределами Сирии родились уже около 200 000 детей, которых некоторые одиозные группировки планируют вырастить фанатиками, могут быть не так уж далеки от истины. Сегодня высока вероятность, что уже очень и очень скоро армия халифата сильно помолодеет и увеличит число своих бойцов. С другой стороны, когда в бой начинают бросать детей, это, скорее, говорит о кризисе.