Итак, вы молоды, чернокожи, одаренны и у ваших ног лежит футбольный мяч. Вас манит европейская слава. Куда вы поедете зарабатывать деньги? Скорее всего не в Россию. И не в страны бывшего восточного блока.
Сейчас, когда постсоветские миллиардеры, такие как владелец "Челси" Роман Абрамович, вкладывают миллионы в российскую лигу, более двухсот иностранных игроков приехали в страну для повышения уровня скованного льдом внутреннего чемпионата.
И около шестидесяти из них - африканцы.
Защитник московского "Динамо" 25-летний Паскаль Менди (Pascal Mendi) из Сенегала сказал в начале этого сезона: "В России существуют две крупные проблемы. Это расизм и язык. В Москве я боюсь вечером выходить на улицу".
"Мне приходится сидеть дома, потому что я боюсь расистских нападений. Я знал, что подобное случается, и я сам был атакован после моего первого матча в десяти минутах ходьбы от дома. Мне повезло, что я быстрый. Я от них убежал. Это был мой дебют в российском футболе".
"Я хотел бы играть во Франции, однако там мало платят", - добавил футболист.
Пару лет назад Жерри-Кристиан Чуйсе (Jerry Christian Tschuisse) предпочел уехать из Камеруна в южно-российский клуб "Черноморец", проведя некоторое время в сильном столичном "Спартаке". Он объясняет, почему российская федерация футбола пытается бороться с распространенным на зрительских трибунах расизмом.
Чуйсе вспоминает: "Они кричали 'Эй, черный, зачем ты играешь в России?' и кидали бананы, когда я оказывался у боковой линии".
"Стремление изгнать расизм из футбола - хорошая идея. Может быть, что-нибудь действительно изменится".
"Я выходил из дома только чтобы купить продуктов. К сожалению, в Москве полно молодых людей, которые ненавидят черных".
Страдают не только чернокожие. Когда Россия проиграла Японии на Чемпионате мира 2002 года, японские и китайские иммигранты оказались главными мишенями в ходе разразившихся массовых беспорядков, в которых поджигались машины и грабились магазины.
В Россию едут футболисты из Южной Африки, Сенегала, Камеруна и даже, что невероятно, из Бразилии.
В прошлом сезоне сборная из иностранных игроков сыграла с российской сборной матч, призванный успокоить расистские настроения.
Генеральный менеджер сборной России Александр Чернов признает: "Расизм есть. Он растет, и нам как можно скорее нужно взять его под контроль. Поэтому этот матч - только первый шаг".
На том матче один молодой болельщик московского "Локомотива", скинхед, наблюдая, как милиция конфискует при проходе через турникеты грозди бананов, сказал: "Россия - для русских. Мы не возражаем против иностранных игроков, если они белые. Что касается черных игроков, то мы кричим как обезьяны и называем их шоколадками".
Пишущий о футболе журналист Александр Богомолов говорит: "Большинство болельщиков не любят черных игроков. Они считают, что лучше видеть 11 российских игроков, даже если они не очень хорошо играют, чем смотреть на команду, наполовину состоящую из чернокожих футболистов".
Конечно, подобная ситуация складывается не только в России. В 2002 году двое чернокожих игроков английской сборной, Эшли Коул (Ashley Cole) и Эмиль Хески (Emile Heskey), услышали в свой адрес немало расистских высказываний во время игры со Словакией на отборочном этапе Чемпионата Европы. В Коула попала зажигалка, запущенная одним из фанатов.
Тьерри Анри (Thierry Henry), еще одна из звезд "Арсенала", услышал свое имя в конце расистской речевки, которая прозвучала а Голландии во время игры против "ПСВ Эйндховен". Аналогичные сообщения поступали и из Испании, Сербии и Черногории и из Болгарии.
Пиара Пауэр (Piara Powar) из антирасистской футбольной организации "Kick it Out" говорит: "Многие из этих стран не сталкивались с подобной проблемой, у них нет такой истории миграции, как у нас. Они пребывают сейчас в том состоянии, в каком была Англия 30 лет назад".
Как можно говорить такое об Испании, стране с богатыми традициями миграции, я понять не могу.
Однако не все фанаты являются расистами. Английский футбол, похоже, ушел от гневных выкриков, раздававшихся в 1970-х годах, а в Германии в 1992 году группа фанатов футбольного клуба "Shalke 04" подняла плакат, осуждающий их товарищей-болельщиков за преследование игрока из Ганы Тони Йебоа (Tony Yeboah). Вскоре на майках игроков Бундеслиги появились надписи в их поддержку.