Теракты, совершённые сегодня в московском метро и унёсшие жизни более 35 человек, представляют собой очередной трагический эпизод в жизни этого города, население которого уже не в первый раз страдает от насилия подобного рода. Джос Боонстра (Jos Boonstra), эксперт по Средней Азии и Кавказу Фонда Международных Отношений и Внешнего Диалога (FRIDE), уверяет, что, несмотря на усилия Аль-Кайды, направленные на то, чтобы закрепиться на Северном Кавказе, нельзя быть на 100% уверенным в том, что теракты в московском метро имеют под собой ваххабитскую идеологическую основу и имеют какую-то связь с Аль-Кайдой. Боонстра считает, что за взрывами стоят действующие на Северном Кавказе сепаратистские группировки, а Кремль намерен решать этот конфликт силовыми способами.
- Могут ли эти теракты иметь какую-либо связь с Аль-Кайдой?
- Трудно это утверждать. В данном случае, очевидно, что речь идёт об исламском фундаментализме, который можно было бы связать с Аль-Кайдой. Но эти теракты, повлекшие гибель стольких людей, трудно с кем-то соотнести, потому что на 50 % они могут быть обусловлены исламским фундаментализмом, а на оставшиеся 50 % - другими местными факторами. Если говорить о Северном Кавказе, то там речь идёт скорее не об исламском фундаментализме как таковом, а о борьбе за независимость или насилии местных властей, являющемся следствием коррупции или стычек местных банд с правоохранительными органами. Но во вчерашних терактах в Москве совершенно чётко прослеживается исламский фундаментализм.
Это напоминает нам другие теракты, как например происшедший 23 октября 2002 года, когда чеченские боевики захватили в Москве театральный центр на Дубровке, а в результате штурма, предпринятого спецслужбами, погибло более ста человек, или захват исламскими боевиками средней школы в Беслане (Северная Осетия). При освобождении заложников количество жертв тогда также исчислялось сотнями. В течение последних лет исламисты совершили два или три подрыва поездов, следовавших в направлении Москвы. Сегодняшние теракты напомнили мне события 12-летней давности. Тогда в московском метро тоже прогремели взрывы, возможно имевшие отношение к исламскому радикализму. Сегодняшняя ситуация также имеет северокавказский след, поскольку наверняка шахидки-смертницы прибыли из Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии или Дагестана.
- Кавказ продолжает представлять неразрешимую проблему для России?
- Вооружённые группы сепаратистов представляют огромную проблему для России. Ежегодно силы правопорядка вступают в вооружённые столкновения с отрядами боевиков. Волна насилия во всём северокавказском регионе нарастает. Москва настроена на решение проблемы военными средствами, хотя силой оружия её не решить. Ежемесячно все российские средства массовой информации сообщают об уничтожении лидеров боевиков на Северном Кавказе. Этим занимаются военная разведка и министерство обороны РФ, однако военное решение данной проблемы невозможно.
- Этот вопрос касается Евросоюза и США?
- Для России корни проблемы уходят на Кавказ. На юге Кавказа расположены независимые республики, у которых сложились достаточно непростые отношения с Россией. Но северная часть Кавказских гор рассматривается Москвой как её внутриполитический вопрос, так что и обсуждение способов его решения не выходит за местные рамки. Когда 10 лет тому назад Евросоюз и США выразили своё отрицательное отношение к нарушению прав человека и военным преступлениям в Чечне, Россия не проявила к этому особого внимания. Ведь это же для них внутреннее дело. Русские хотят решать эту проблему сами и своими способами. Правительства северокавказских республик коррумпированы, зависят от Москвы и российских спецслужб. Демократия там отсутствует, это внутренняя проблема России, которую западные страны подвергают критике, но при этом и не предпринимают каких-либо серьёзных шагов, способствующих её решению.