Крупным бизнесом в России является сфера телекоммуникаций. Гигантом в этой отрасли выступает компания МТС. Как рассказал её руководитель Михаил Шамолин, сейчас у компании сто миллионов клиентов в России и других республиках бывшего СССР. Но новое важное направление развития связывают уже не с телефонными звонками.
МИХАИЛ ШАМОЛИН, президент ОАО «Мобильные телесистемы»: Главный вопрос в том, насколько большого роста можно достичь за счёт обмена цифровой информацией.
По всей видимости, нынешний уровень потребительской активности в этой области – лишь вершина айсберга, и в следующие несколько лет обмен цифровой информацией вырастет в сто раз. И самый большой вопрос для отрасли в глобальном масштабе (и для нас в частности): какой процент этого спроса мы сможем монетизировать.
Да, но придётся тщательно всё рассчитать: инвестиции в эту сферу обойдутся очень дорого, ведь она так обширна.
МИХАИЛ ШАМОЛИН: Да, инвестиции потребуются большие. Но выбора, по сути, не остаётся: будущее индустрии телекоммуникаций – в сфере обмена информацией. И сети передачи данных, которые мы сейчас создаём, позволят создавать бесчисленные приложения. И не только те, которые можно увидеть сегодня, когда люди выходят в Интернет, но также обмен данными между компьютерами, использование различных устройств, подключаемых к Интернету, которые будут приносить нам дополнительную прибыль.
Вы также инвестируете в проводную связь.
МИХАИЛ ШАМОЛИН: Да.
Некоторые удивятся, узнав, что проводная связь остаётся крупным бизнесом. Но ведь так оно и есть? И она развивается весьма быстрыми темпами.
МИХАИЛ ШАМОЛИН: Мы вкладываем деньги в широкополосную кабельную передачу данных, это отличается от традиционной стационарной связи. Причина в том, что использование телекоммуникационных услуг в домашних условиях и сфера домашних развлечений, как нам представляется, будут полностью зависеть от Интернета. Поэтому нам придётся предоставлять клиентам скорости в 50 мегабит в секунду и выше. А это можно сделать лишь с помощью кабеля.
Конечно, это отличается от мобильных Интернет-услуг, которые, конечно, останутся – и в больших количествах. Но будут услуги, которыми люди будут пользоваться дома, – посредством проводной связи. И мобильные услуги, предоставляемые посредством мобильной связи. Мы хотим действовать в обоих направлениях.
Хорошо. А что касается валюты: многие международные корпорации сейчас оказались в трудном положении из-за чрезмерной неустойчивости валют. Как вы с этим справляетесь?
МИХАИЛ ШАМОЛИН: Большая часть наших… девяносто или восемьдесят процентов наших доходов выражены в рублях, приходятся на Россию. Разумеется, идя на валютный риск, мы компенсируем его – прежде всего, делая займы также в рублях. И с этой точки зрения мы хорошо сбалансированы.
Стабильность рубля во многом зависит от стабильности цен на товары. И я считаю, что им в мире ничто не угрожает – по крайней мере, в видимой перспективе. Если только не произойдёт новый крупный кризис – в чём я лично сомневаюсь.
Вы говорили о том, как обосновались на рынке мобильной связи – так крепко, как это, пожалуй, возможно. Однако для дальнейшего расширения помимо сферы обмена цифровой информацией вы будете рассматривать перспективы поглощения иностранных компаний. Итак, в каком направлении вы смотрите?
МИХАИЛ ШАМОЛИН: Такое возможно, лишь если мы будем считать, что эти доступные для поглощения компании обеспечат нам больший рост, чем на российском рынке. А в этом году рост составил более 10%. Возможно, в следующем году нас ожидает рост чуть менее 10%, а на мировом пространстве телекоммуникаций это считается очень хорошим темпом.
Конечно, это не те 25%, которыми мы могли похвастаться в 2005-2006 годах. Но тем не менее, учитывая низкий уровень риска и стабильное движение денежных средств, я считаю, что это очень привлекательно для инвесторов.
Но, наверное, как и все, вы смотрите на Индию и Китай?
МИХАИЛ ШАМОЛИН: Китай для иностранных операторов – рынок закрытый. Правительство не выдаёт новых лицензий и не разрешает приобретения контрольных пакетов компаний.
Другое дело – Индия. В Индии мы косвенно присутствуем, там существует бренд MTS India (владеем им не мы, а наша материнская компания «Система»). И мы содействуем развитию этого бизнеса и уделяем ему внимание, поскольку, конечно, на индийском рынке высока конкуренция, и большой вопрос состоит в том, какого притока денежных средств и чистой прибыли можно добиться за какой период времени. Но так или иначе, 800 миллионов возможных абонентов представляют собой большой потенциал.
Перевод выполнен ИноТВ.