Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каспаров: в России «оранжевая революция» невозможна

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По мнению Гарри Каспарова, власти России позаботились о том, чтобы лишить либеральную оппозицию любой возможности устроить в стране «оранжевую революцию». Вместо этого он предсказывает развитие ситуации по арабскому сценарию.

 

Сегодня в нью-йоркской студии «Голоса Америки» человек, едва нуждающийся в представлении. Чемпион мира по шахматам, постоянный автор журнала New York Review of Books и газеты Wall Street Journal, один из лидеров российской оппозиции Гарри Каспаров.

В эти дни Гарри принимает участие в международном фестивале американского пен-клуба. Сегодня, Гарри, я обращаюсь к вам, как к одному из лидеров российской оппозиции.

 

Значительная часть либерально ориентированной оппозиции в России сегодня склонна поддерживать президента Медведева, усматривая в его разногласиях с премьер-министром Путиным какую-то возможность для трансформации страны. Какова ваша позиция?

ГАРРИ КАСПАРОВ: Давайте все-таки сразу с вами оговоримся, что вообще использовать слова «либеральная оппозиция» надо очень аккуратно, потому, что значительная часть либеральной оппозиции, если вы вкладываете то же самое понятие в слова «либеральная оппозиция», никакого Медведева не поддерживает. И считает, что между Медведевым и Путиным никакой принципиальной разницы нет.
 
Это представители одного и того же режима, враждебно относящиеся к демократии, к свободным выборам. Есть, конечно, внутренние, может быть, разногласия, внутри правящей верхушки, но это, скорее, разногласия между Путиным и коллективным Медведевым, сам Медведев из себя ничего не представляет. И настроение какой-то части медведевского окружения, я бы даже сказал не антипутинские страхи, а вот связанные с тем, что, может быть, Путин слишком перегибает, они никоим образом не относятся к перспективе системной трансформации.
 
Есть много людей, входящих в нынешнюю политическую конфигурацию, которые почему-то называются либералами, почему-то называются оппозицией, хотя ни к либерализму, ни к оппозиции они никакого отношения не имеют.     
  

Несколько дней назад на съезде движения «Солидарность» вы сказали, что «оранжевая революция» в России невозможна, и предложили в качестве альтернативы реализацию арабского сценария.

 
ГАРРИ КАСПАРОВ: Давайте опять снова: «предложил реализацию» - это звучит слишком, знаете, так… Обещающе. Я анализирую сложившиеся соотношения сил в обществе, и очевидно, что все предпосылки к оранжевой революции в России – они отсутствуют. Власть зачистила политическое пространство, именно исходя из этой угрозы. То есть, если говорить о революциях в Сербии, в Грузии, в Украине, то все они имели как общий знаменатель фальсификацию на выборах с последующим массовым протестом. Но при этом оппозиция располагала значительными фракциями в парламентах, она имела возможность доносить свою точку зрения, на ее стороне был, по меньшей мере, один телевизионный канал, радиостанции в каждой из этих стран.
 
То есть, это другая, что ли, степень, другой уровень конфронтации между властью и оппозицией. То есть, власть все-таки допускала возможность ухода посредством выборов. Может быть, какие-то руководители во власти считали это для себя маловероятным, но тем не менее, они, в данном случае, если говорить о Милошевиче, вынуждены были подчиняться этому общему настрою.
 
В России власть четко зафиксировала, что никуда никто после выборов уходить не собирается. Что Путин… Ну, Медведев в данном случае – это просто тень его, отражение. Но это как бы является аксиомой для власти. Что означает, что либо эта власть будет пожизненной и будет вечной, в чем я очень сильно сомневаюсь. А это означает, что скорее всего сценарий смены власти будет в какой-то мере похож на арабский, где происходит мобилизация людей в условиях ухудшающегося экономического положения посредством социальных сетей и новых информационных технологий.
 
Я не присутствовал на вашем выступлении в Москве. Я сужу по сообщениям средств массовой информации. Вас цитируют в том случае, что вы сказали, что 10, 20, 30, 40, 50 000 человек на улицах Москвы – это решение проблем.
 
ГАРРИ КАСПАРОВ: Власть четко понимает: реальная угроза исходит из количества людей на улице. Это опять показали события в арабских странах. Потому что с какого-то момента начинает действовать закон больших чисел. А ОМОН, всякие силовые структуры – они начинают испытывать сильный дискомфорт, получив приказ жестко разгонять толпу. Во-первых, численно баланс может измениться, а во-вторых, что очень важно, всегда в большой толпе у любого представителя силовых структур находятся родственники, друзья. То есть, возникает новая совершенно ситуация. Аналогично тому, что было в Советском Союзе в конце 80-х и в 90-91-м году.
 
Но если говорить об арабском сценарии, то каким образом это – решение проблем? Если мы посмотрим на то, что происходит сейчас в Сирии, в Йемене, в Ливии, то это большое кровопролитие. Если мы говорим о странах, где кровопролитие было не столь серьезным, а это Тунис, Египет, но там… Не знаю, можно ли говорить о решении проблемы. Там меняется власть, но проблем там очень много.
 
ГАРРИ КАСПАРОВ: Проблемы никуда не денутся. Никто не сказал, что смена власти подобным образом гарантирует решение всех проблем. Ну, во-первых, все-таки я бы здесь разделял эти страны, именно исходя из реакции руководителей. Все-таки это же во многом связано с Мубараком и Каддафи и с соотношением сил в обществе. Понятно, что Каддафи и Асад готовы проливать кровь. К сожалению, я думаю, что Путин по своему складу, конечно, ближе к Каддафи, но это в данном случае вопрос власти и, соответственно, реакции. Потому что любая власть закончит одинаково. Я думаю, что никуда ни Каддафи, ни Асад не денутся, просто, в отличие от Мубарака, у которого тоже будут проблемы, но который, я думаю, сумеет, скорее всего, избежать худшего. У Каддафи и Асада таких перспектив уже не осталось.
 
Конечно, хорошо было бы, чтобы все произошло на выборах. Но, к сожалению, мы имеем дело в России, в нашей стране с властью, которая рассматривает выборы, как своего рода ритуальную шаманскую пляску, которую надо просто проводить для того, чтобы демонстрировать свою сакральность подведомственному племени.
 
Но если вы считаете, что смена власти демократическим путем в России неизбежна, почему вы поддерживаете Партию народной свободы, цель которой сейчас - зарегистрироваться и принять участие в выборах?
 
ГАРРИ КАСПАРОВ: Так, во-первых, секундочку, снова: Партию народной свободы я никогда не поддерживал. Значит, я принадлежу к достаточно значительной части людей в «Солидарности», в первую очередь, конечно, московской организации, которые считают это пустой тратой времени. Более того, даже вредным мероприятием. На съезде в декабре я выступал и сказал, что не буду голосовать против этого проекта. На мой взгляд, как я уже сказал, бессмысленного и потенциально достаточно опасного для либеральной оппозиции в России только потому, что единства внутри «Солидарности» достигнуть для меня важнее всего остального. Ну, если кто-то хочет, скажем, Боря Немцов хочет этим заниматься, ну, пожалуйста, как говорится.
 
Мне кажется, что эта история скоро кончится, и мы должны будем работать дальше, готовя людей к настоящим событиям. Потому что любое участие в сегодняшних фальшивых процедурах, квазидемократических процедурах власти – оно на самом деле добавляет власти легитимности, потому что всегда будет Минюст, всегда будет Центральная избирательная комиссия и в конце концов на каком-то уровне будут приняты решения, которые не просто выхолащивают сам по себе избирательный процесс, а цементируют его к выгоде власти.

Перевод выполнен ИноТВ.