Компания Российские железные дороги (РЖД) принадлежит к числу крупнейших предприятий в России. Президент этой компании Владимир Якунин является одним из наиболее влиятельных людей в окружении премьер-министра Владимира Путина. В интервью WirtschaftsBlatt Якунин рассказывает о планах на будущее РЖД.
Без партнеров обойтись нельзя. Это, возможно, особенно справедливо в отношении такого предприятия как Российские железные дороги (РЖД). Как и в других областях российской промышленности и инфраструктуры, оно заинтересовано в сотрудничестве с международными компаниями, а также в связанной с этим передаче технологий. Для австрийских предприятий РЖД представляет интерес не только как возможный заказчик, так как существует еще и планы продления широкой железнодорожной колеи до Вены. Эта колея примерно на десять сантиметров шире обычной европейской, и пока она доходит только до словацкого города Кошице. Перспективы продление широкой колеи связаны с надеждой на рост товарных потоков между Азией и Европой. В случае реализации имеющихся планов это было бы выгодно для участка пути от Вены до Братиславы. Тысячи новых рабочих мест в области логистики могут быть созданы в этом регионе. Однако пока этот проект испытывает сложности с финансированием. Согласно проведенным работам по технико-экономическому обоснованию, затраты на строительство 40-километровой ветки составят 6,36 миллиарда евро.
Wirtschaftsblatt: Президент Дмитрий Медведев хочет модернизировать страну. РЖД как крупнейшее российское предприятие также активно занимается модернизацией. С какими иностранными партнерами вы при этом сотрудничаете?
Владимир Якунин: Если брать страны с развитой сетью железных дорог, то было бы проще перечислить те из них, с которыми мы не сотрудничаем. Мы работаем вместе с итальянцами, испанцами, французами, немцами, канадцами, южнокорейцами и австрийцами.
- Какие существуют в настоящее время проекты по обновлению железнодорожной сети?
- В сотрудничестве с компанией Siemens мы занимаемся автоматизацией работ сортировочных горок (искусственно создаваемые возвышения на сортировочных станциях). Мы ведем переговоры с компанией Swarco из Австрии относительно производства световых указателей. Вместе с итальянской фирмой Finmeccanica мы занимаемся разработкой автоматизированных радиоуправляемых систем, отвечающих российским и европейским стандартам.
- На какой стадии находится проект строительства ширококолейной железнодорожной ветки до Вены? Завершены ли работы по технико-экономическому обоснованию? Как вы оцениваете перспективы этого проекта?
- Недавно федеральный президент Австрии Хайнц Фишер (Heinz Fischer) находился с визитом в России. Я присутствовал на его переговорах с премьер-министром Владимиром Путиным. Австрийский президент сказал о том, что принято политическое решение о поддержке строительства ширококолейной железнодорожной ветки до Вены.
- Однако есть проблемы с финансированием этого проекта. Готова ли будет компания РЖД участвовать в финансировании, если Словакия не выполнит своих обязательств, или РЖД может вообще построить и эксплуатировать эту ветку как частную железную дорогу?
- Этот вопрос мы не обсуждали. Это суверенное право каждой из сторон - принимать решение относительно доли своего участия. Все четыре участника (Россия, Украина, Словакия и Австрия – прим. Wirtschaftsblatt) пока провели финансирование работ по технико-экономическому обоснованию, и они свидетельствуют о том, что проект может быть рентабельным. Австрийская сторона заверила нас в том, что она поддерживает строительство продолжения ширококолейной ветки, и поэтому мы исходим из того, что мы будем финансировать свою часть проекта. Если позволите, хотелось бы также сказать и о том, что этот проект требует немалых инвестиций.
- А как обстоят дела со Словакией?
- На этой встрече обсуждалась также позиция Словакии. Оттуда поступают противоречивые сигналы: премьер-министр Словакии Ивета Радикова заявляет, что ее страна не заинтересована в реализации этого проекта, тогда как ее заместитель, отвечающий за развитие инфраструктуры, говорит совершенно обратное. По его словам, Словакия весьма заинтересована в продлении ширококолейной ветки.
- Что будет дальше происходить с этим проектом?
- Я получил задание – выяснить официальную позицию Братиславы. Есть и другие кандидаты, заинтересованные в том, чтобы этот проект был реализован на их территории (по имеющимся данным, интерес проявляет Венгрия – прим. Wirtschaftsblatt).
- Еще один крупный проект РЖД – это скоростные магистрали. Какие и в какой последовательности линии будут построены?
- Наша концепция предусматривает строительство в первую очередь новой, отдельной скоростной линии Москва-Санкт-Петербург. Кроме того, мы хотим увеличить скорость движения ночных поездов, чтобы они находились в пути примерно восемь часов. Это означает, что вечером садишься в поезд, а утром просыпаешься уже на месте. Например, это можно будет делать при посещении матчей чемпионата мира по футболу. Третья часть концепции предусматривает модернизацию инфраструктуры, и делается это для того, чтобы поезда могли достигать скорости 160-200 километров в час.
- О каких направлениях идет речь?
- Речь идет в первую очередь о тех городах, где будут проводится матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года. В первую очередь это Нижний Новгород, и затем Казань и Екатеринбург. Сейчас изучаются заявки на строительство скоростных магистралей, которые подали восемь городов.
- Как обстоят дела с планами приватизации РЖД? Смогут ли иностранные компании принять в этом участие?
- Когда компания Deutsche Bahn собиралась разместить свои акции на фондовой бирже, я предложил тогдашнему ее президенту Хартмуту Медорну (Hartmut Mehdorn) следующий вариант – РЖД покупает часть активов DB, а позднее DB также приобретает акции РЖД. Мы ведь работаем над вариантом стратегического партнерства. В тот раз это не получилось, так как немецкое правительство отменило выход DB на биржу. Российское правительство в любом случае не будет приватизировать РЖД до 2013 года. А что будет после 2013 года – этот вопрос пока остается открытым. Что касается иностранных предприятий, то они уже приняли участие в приватизации наших «дочек». Так, например, канадская фирма Bombardier, а также ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) приобрели активы компании «ТрансКонтейнер».
РЖД – Российские железные дороги
Российское Министерство путей сообщения в 2003 году было преобразовано в акционерное общество, 100% акций которого принадлежит теперь государству. Это предприятие – один из гигантов российской индустрии. У РЖД более миллиона сотрудников, а его доля в российском ВВП составляет 1,9%.
Владимир Якунин, глава РЖД
Родился в 1948 году, является членом «питерской фракции», сложившейся вокруг премьер-министра Владимира Путина. После окончания Ленинградского механического института, Якунин в течение многих лет работал в качестве дипломата в ООН, а позднее – в Министерстве транспорта. С 2005 года он является президентом РЖД.