Текст представляет собой расшифровку телесюжета.
Сегодня таких людей, как Татьяна, незаконно пострадавших от судебных приговоров по политическим мотивам, только в Москве проживает около 24 тысяч.
ТАТЬЯНА НИКОЛЬСКАЯ, жертва репрессий: И огромное количество в целом по России, огромное количество людей, которые абсолютно никакого отношения к преступлению вообще не имели. И вот, в результате, пожалуйста, отбывали совершенно непонятные наказания.
Массовые репрессии, развязанные Коммунистической партией, начались в СССР в 1917 и длились до конца 50-х годов прошлого века. Жертвами режима становились противники большевиков и люди, не согласные с их политикой. Официально пострадавших более 11 миллионов человек. Но в действительности их гораздо больше.
Однако до сих пор многие считают Сталина великим руководителем. Латиф Валиев приехал из Грузии и подрабатывает актером в метро. Внешнее сходство с «вождем всех времен и народов» сделало его популярным.
Эксперты считают: для того чтобы россияне смогли преодолеть миф о Сталине как об эффективном менеджере, должны пройти десятилетия.
АРСЕНИЙ РОГИНСКИЙ, общество «Мемориал»: Вот это сложное совмещение в нашем массовом сознании: с одной стороны, сочувствие жертвам и неприятие репрессий, и одновременно восхищение Сталиным, - и делает эту проблему сложной.
Вместе с тем большинство населения России считает, что жертвы, которые понес советский народ от коммунистического режима, неоправданны.
ПЕТР ТАЛАМАНОВ, работник аварийно-спасательной службы: Ничего хорошего. Это живые люди. Просто так, как клопов давить, как бы, это никому не дано право. Это очень плохо, и это должно быть осуждено. Правды мы до конца всей не знаем. Так что работы очень много в этом направлении.
ИГОРЬ ЗАБОТНИКОВ, судебный пристав: Очень отрицательно отношусь к репрессиям как любой нормальный человек, живущий в цивилизованной стране. Репрессии недостойны людей высокого интеллектуального и культурного уровня нашей страны - ни в прошлом и ни в будущем.
Сегодня рабочая группа совета при Президенте Российской Федерации готовит проект десталинизации, в рамках которого создадут электронную Книгу памяти, рассекретят государственные архивы и воздвигнут мемориальные комплексы жертвам репрессий.
Пока в Москве жертвам репрессий посвящен только Соловецкий камень на Лубянской площади.
Перевод выполнен ИноТВ.