La Repubblica: Россия изменилась, изменится ли Путин?
Воскресный свист продемонстрировал, что поддержка премьер-министру, который скоро станет президентом, не такая безусловная, как несколько лет тому назад. Средний класс обязывает к изменению внутренней политики. Две возможности: инерция или авторитарная модернизация. Путин не привык, чтобы ему диктовали, что нужно делать и, конечно, он не собирается менять свои привычки на пороге нового президентского мандата с весны 2012 года. Владимир Третий уже не мыслим без хватки бесспорного и с трудом оспариваемого лидера после многих лет огромной популярности и культа. Разочарование кажется непредвиденным; в России, которая распростилась с советским прошлым, растет воля к переменам и опасение, что ее премьер-министр, который через несколько месяцев станет президентом, остался на другом берегу реки.
The New York Times: Путин встречается со своими критиками
Действительно, в то время как государственные телеканалы находятся под каблуком Кремля, интернет наполнен смелыми дискуссиями и политической сатирой. То же самое в газетах и журналах, направленных на читателей интеллектуальной элиты. Россияне объяснили это так: Путину и его сторонникам попросту наплевать на то, что говорит или думает интеллигенция, особенно между собой. По словам академика, в этом и состоит «мягкий авторитаризм Путина»: «Можешь говорить все, что хочешь». Для многих россиян самым ярким примером пренебрежения со стороны лидеров общественным мнением стало то, как Путин и президент Дмитрий Медведев 24 сентября объявили о том, что они обменяются постами после президентских выборов, назначенных на март. Путин наверняка одержит победу. Несмотря на то, что мало образованных россиян сомневались в том, что Путин останется главным в стране, какой бы пост он ни занимал, раздражающе подействовал способ подачи информации об обмене постами как о решенном деле без какой-либо консультации даже с собственной партией Путина.
СNN: Цена культа личности Путина
Российское общество можно назвать несколько расколовшимся. Риторика Путина привлекает малообеспеченные слои, а президентство Медведева стало неким экспериментом для привлечения миноритарного среднего класса. Подобная стратегия двойного призыва находится под все большим риском. По мере того, как растет средний класс, он может начать требовать больше настоящего политического выбора. Две трети опрошенных россиян заявили, что стране необходима оппозиция с «реальным влиянием», чего, как считает почти половина опрошенных (43%), у нее на данный момент нет.
National Review: Потемкинская демократия в России
- Чего могут ожидать США от второго раунда путинского правления? В частности, представляет ли собой путинская Россия экспансионистскую державу? Намерен ли он добиваться большего влияния в делах Европы?
- Я полагаю, в этом его цель. Он хочет, чтобы так случилось, однако он – я бы не сказал, что он осторожен – он не опрометчив. Он вряд ли пойдет на какой-либо шаг, который может вызвать скандал. Я думаю, что одной из целей двух следующих президентских сроков, которые продлятся с 2012 по 2024 годы, он видит восстановление советского пространства настолько, насколько это будет возможно. Находящиеся под руководством различных систем некоторые бывшие советские республики будут полностью введены в состав России. Другие будут финляндизированы, позволю себе использовать этот термин, и Путин недавно уже создал Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией. Таким образом, я полагаю, он продолжит неуклонно двигаться в этом направлении.
Deutsche Welle: Кого освистали болельщики в «Олимпийском» - Путина или его вездесущность?
В целом же, отметил Борис Дубин, настроение россиян можно оценить как «неплохое». Это касается, правда, только личного положения в обществе и ситуации в семье. Когда разговор заходит о будущем, то на первое место выходит неопределенность относительно того, что будет после выборов. Диссонанс между тем, что сейчас все хорошо и неизвестно, что будет дальше, заставляет людей нервничать, отметил социолог. При этом, подчеркнул Дубин, растет число россиян, считающих, что «раствор схватился», то есть власть окончательно окаменела. В то, что эти настроения получили распространение, эксперт также винит саму власть. «После того, как было объявлено о рокировке в тандеме, рейтинг Медведева сильно снизился, причем его перестали воспринимать как самостоятельную фигуру даже те, кто в это верил, но это не прибавило очков и Путину», - отметил Борис Дубин.
Russia Profile: Отразится ли на Путине плохое положение «Единой России»?
Эксперты отметили некоторую нерешительность премьера в моменты ассоциации с «Единой Россией» теперь, когда рейтинги популярности партии так сильно упали. Ольга Мефодьева, аналитик в Центре политических технологий, отметила контраст между несколькими годами ранее, когда рейтинги «Единой России» и Путина достигли своего максимального показателя, и сегодняшним днем, когда все больше людей недовольны правящей партией. «Возможно, теперь Путин очень осторожен в вопросе разрешения «Единой России» использовать свой образ, или вообще не использует этот канал», - отметила она.
The Washington Post: Горбачев о гражданском обществе и выборах
О концепции гражданства в России
«Я бы сказал, что корни уже есть, но эти корни еще не крепко сидят. Политическое руководство, государственное руководство, а также экономика, очень осторожны и осмотрительны, когда имеют дело с гражданским обществом. Если бы мне нужно было охарактеризовать гражданское общество в России сегодня, я бы сказал, что оно медленно начинает шевелиться».
The Wall Street Journal: Горбачев критикует российский авторитаризм
Г-н Горбачев признал во вторник, что вначале – в 2000 году, когда Владимир Путин только возглавил страну, - он считал, что авторитарная власть необходима, чтобы сплотить Россию. Тогда он отмел в сторону слова своего французского коллеги о том, что подобная тактика может войти у г-на Путина «в привычку». Однако сейчас «привычка» Кремля к авторитаризму стала несомненной и «очень опасной вещью», заявил он. Сейчас «мы в России вынуждены серьезно бороться, чтобы укрепить демократию, гарантировать честные выборы, независимость судебной системы и так далее», - заявил г-н Горбачев.
24 Heures: Лимонов: при Путине народ борется с чекистами
Вы хотите выставить кандидатуру на президентских выборах в марте 2012 года. Вам дадут это сделать?
Эдуард Лимонов: Да наплевать! Я свободный человек, который хочет бороться за свою страну. И не собираюсь думать, дадут ли мне это сделать. Я хочу напрямую предложить мою кандидатуру гражданам. Это моральный долг. Сегодня я политик. Мою Национал-большевистскую партию запретили в 2007 году. Я создал ее в 1990-х годах во время идеологической борьбы с пришедшими к власти при Борисе Ельцине либералами. Теперь я возглавляю незарегистрированное движение «Другая Россия». Так называлась одна из книг, которые я написал в тюрьме. Потому что при власти Владимира Путина бороться приходится уже не с либералами. Главным направлением борьбы стало сражение народа с чекистами и олигархами. Наша цель - свободные выборы. Кроме того, мы занимаемся политическим воспитанием людей.
Magyar Nemzet: Уставшие единоросы
Очень важно провести выборы без особых скандалов. Подорвать легитимность правительства и позиции будущего председателя правительства Медведева может не только то, что результат «Единой России» во главе с ним окажется хуже, но и то, что результат будет значительно выше, чем обещают опросы общественного мнения. В то же время, выборы – это только одно звено цепи, укрепить доверие может обновление власти и возвращение к динамичным шагам.