Текст представляет собой расшифровку телесюжета.
Еще неделю назад премьер-министр Путин и президент Медведев вряд ли предполагали, что случится что-то подобное. Свыше 100 000 человек по всей стране протестовали против результатов выборов и предположительной подтасовки голосов. Люди участвовали в более чем 70 демонстрациях. Особенно массовыми протесты стали в Санкт-Петербурге, где отставки Путина потребовали около 10 000 человек, и Москве, где свыше 30 000 демонстрантов призывали к проведению новых выборов.
Первоначально в Москве разрешили лишь небольшой митинг для 300 человек. Но еще до его начала в сети Facebook было подано около 35 000 заявок. Пришли все. Это стало крупнейшей акцией протеста с момента, как Путин пришел к власти в 2000 году.
Под аплодисменты приняли резолюцию. В ней демонстранты, помимо прочего, потребовали аннулировать результаты выборов недельной давности и назначить новое голосование. Лидер оппозиции Борис Немцов настроен решительно.
БОРИС НЕМЦОВ, лидер оппозиции: Путину придется реагировать. Мы будем митинговать и дальше, пока не достигнем наших целей. Сегодня важный день: оппозиция объединилась.
И она выдвигает четкие условия.
ДЕМОНСТРАНТКА: Мы хотим, чтобы глава избирательной комиссии был уволен.
ДЕМОНСТРАНТКА: У меня дочь, и я хочу, чтобы она жила в лучших условиях.
Хотя российские власти и разрешили демонстрации, одновременно они дали сигнал о том, что готовы со всей жесткостью пресекать несанкционированные акции. Большая территория Москвы, включая Красную площадь, была оцеплена с помощью барьеров и грузовиков. Только в Москве было задействовано порядка 20 000 стражей порядка. До сих пор сообщается только о небольших инцидентах.
Протесты в России продолжаются. Мы обращаемся к Кристофу Францену, который находится в Москве. Полиция вела себя сегодня достаточно сдержанно. Что это, расчет или случайность?
КРИСТОФ ФРАНЦЕН, корреспондент SF: Я думаю, это было сделано сознательно. В последние дни Владимир Путин и Дмитрий Медведев проводили политику «кнута и пряника». С одной стороны, они не устают повторять, что эти выборы были честными и свободными. С другой стороны, они заявляют, что проигравшие и недовольные имеют право выражать свое мнение на улицах, но только в рамках закона.
Конфликт двух мнений. И что теперь будет дальше?
КРИСТОФ ФРАНЦЕН, корреспондент SF: Да, сейчас это главный вопрос. Представители оппозиционных объединений сегодня заявляют: «Мы подали сигнал. Мы заявили о своих требованиях: новые выборы и юридическое преследование фальсификаторов». Теперь они требуют, чтобы Владимир Путин и Дмитрий Медведев ответили на эти требования.
Как Вы считаете, может ли это движение протеста стать проблемой для верховной власти?
КРИСТОФ ФРАНЦЕН, корреспондент SF: Да. Сегодня руководители оппозиции заявили, что 24 декабря они намерены устроить еще одну демонстрацию с целью давления на власть. Многие комментаторы говорят, что здесь, в России, сейчас открывается новая страница истории. Думаю, пока это несколько преждевременно, но Владимир Путин и высшие руководители в течение следующих недель должны хорошенько подумать над тем, как им поступить. Если они допустят проведение слишком многих либеральных реформ и пойдут на уступки, то могут потерять контроль над ситуацией. Если же, что более вероятно, они попытаются «закрутить гайки», тогда дело здесь может дойти до более жестких столкновений, даже до вспышки насилия. А это то, чего в России, в общем-то, не хотел бы допустить никто.
Перевод выполнен ИноТВ.