Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российскую торговлю оружием ждут проблемы и трудности

© коллаж ИноСМИИндия – импортер оружия номер один в мире
Индия – импортер оружия номер один в мире
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для России после окончания холодной войны экспорт вооружений в Китай и Индию стал манной небесной, поскольку это компенсировало потерю покупателей на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и в армии самой России. Однако и Китай, и Индия начали снижать степень своей зависимости от российского ВПК. Это сулит России неприятности, так как ей трудно экспортировать что-то, кроме оружия и энергоресурсов.

Во времена холодной войны советский военно-промышленный комплекс снабжал огромные вооруженные силы страны, регулярно съедавшие 15-25% валового внутреннего продукта Советского Союза. К концу холодной войны события приняли странный и весьма неожиданный оборот: российская военная промышленность начала поддерживать себя на плаву за счет поставок оружия двум азиатским гигантам. Экспорт вооружений в Китай и Индию оказался выгодным для России – при этом в нем был некий взаимоусиливающий момент конкуренции. Та обеспокоенность, с которой каждая из двух стран-импортеров следила за усилением военного потенциала соседа, вела к увеличению доходов российского государственного экспортера вооружений компании «Рособоронэкспорт». Для российской военной промышленности после окончания холодной войны эта торговля стала манной небесной, поскольку она помогла компенсировать потерю покупателей на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и в армии самой России. Однако такая ситуация в долгосрочной перспективе сохраняться не может, поскольку и Китай, и Индия начали снижать степень своей зависимости от российского военно-промышленного комплекса. А это сулит России неприятности, так как ей очень трудно развивать экспорт чего-то иного, кроме оружия и энергоресурсов. 

 

Серия статей, написанных недавно Дмитрием Горенбургом (Dmitri Gorenburg), показывает масштабы торговли оружием, существующей между Россией и Индией. Эти взаимоотношения вывели Индию на первое место среди импортеров вооружений, а Россию на второе место среди экспортеров – после США. Самыми заметными проектами в этой сфере стала передача и переоборудование бывшего советского авианосца «Адмирал Горшков», которые должны быть завершены в 2012 году, а также сдача в аренду индийским ВМС атомной ударной подводной лодки. Кроме того, крупные поставки боевой техники и вооружений для сухопутных войск и военно-воздушных сил, не говоря уже о продаже различного вспомогательного оборудования, помогли России на 82% обеспечивать колоссальные потребности Индии в импортном оружии. 

 

Россия и Индия также осуществляют ряд крупных совместных проектов в оборонной сфере, предусматривающих значительные поставки военной техники и передачу технологий. Самые заметные среди них – проекты создания истребителя пятого поколения ПАК ФА и крылатой ракеты «БраМос». Что касается первого проекта, то Индия в итоге вполне может обогнать Россию по объемам производства и закупок этих самолетов. Горенбург утверждает, что отношения между Россией и Индией претерпевают все большие изменения и перерастают из связей «производитель-потребитель» в партнерство с совместным производством. 

 

Для сравнения следует взглянуть и на российские отношения с Китаем. После холодной войны объем торговли оружием между двумя странами увеличился многократно, но в последнее десятилетие в ней наступил период застоя, что объясняется несколькими причинами. Китай по-прежнему испытывает зависимость от России по широкому спектру технологий и оборудования, однако он также уделяет повышенное внимание развитию собственного военно-промышленного комплекса. Сегодня китайский импорт вооружений уменьшился в шесть раз по сравнению с 2006 годом. И вряд ли экспорт российского оружия в эту страну в будущем вырастет. Техника и вооружения китайского производства далеко не идеальны, но КНР твердо намерена разрабатывать и приобретать оружие, не уступающее самым передовым западным образцам. Нет сомнений и в том, что протяженная совместная граница России и Китая может когда-нибудь снова стать источником серьезной напряженности. 

 

К счастью, между Индией и Россией нет общей границы, как не существует между ними и серьезных разногласий в сфере безопасности. Индия также лучше ведет себя в вопросах соблюдения прав интеллектуальной собственности, чем Китай, особенно в области производства оружия. К сожалению для России, индийцы деятельно налаживают новые геополитические отношения с США, чья мощная военная промышленность  предлагает более современную технику и технологии, чем это могут сделать русские. Безусловно, Индия может остаться другом как для России, так и для США, но привлекательность американской техники и вооружений способна со временем привести к ослаблению связей между Москвой и Нью-Дели, на смену которым придут связи с Америкой. Например, индийские ВВС и ВМС проводят совместные военные учения с американскими партнерами намного чаще, чем с российскими. Это поможет наладить целую цепочку связей, способствующих наращиванию поставок оружия и техники. Подобно Китаю, индийцы могут скоро проявить желание приобретать европейскую военную технику, что очень понравится Евросоюзу, который по-прежнему сохраняет эмбарго на поставки оружия в КНР. 

 

Поиск новых покупателей оружия, которые могли бы заменить Индию и Китай, задача для России не из легких. Советскую военную технику можно приобретать на выбор, но для получения взаимосвязанной, комплексной и хорошо функционирующей системы требуется критическая масса техники, а также долгосрочные отношения между экспортером и импортером. Китай и Индия покупали в постсоветский период российскую технику, потому что она хорошо подходила для их армий, и потому что в двусторонней торговле уже существовала отлаженная система с участием торговых, военных и политических представителей. Что касается Китая, то даже китайско-советский раскол не привел к разрушению связей между китайской и российской военной техникой. Россия добилась определенных успехов и в поиске новых покупателей, заключив, например, крупные контракты с Индонезией и Венесуэлой.

 

Однако Москве будет трудно развивать долгосрочные отношения, эффективно создающие мощную клиентскую базу. Россия не может больше рассчитывать на то, что геополитическая враждебность по отношению к США и Европе будет подталкивать к развитию ее экспортный рынок; лишь небольшое количество государств во главе с Ираном и Венесуэлой нуждаются в закупках российской техники в силу напряженности в отношениях с США и Европой. Более того, многие государства, которые в прошлом в больших количествах закупали российское оружие – скажем, Ливия и Ирак – вряд ли станут делать это в будущем. А беспорядки в Сирии создают угрозу отношениям России еще с одним крупным покупателем ее вооружений.

 

Российская оборонная промышленность по-прежнему является самой передовой и ориентированной на экспорт отраслью, и поставки в Китай и Индию составляют значительную часть в ее общем объеме производства. Так что, если Китай и Индия действительно «перерастут» российскую военную промышленность, то Москва в следующем десятилетии столкнется с серьезными проблемами, особенно если не будут увеличиваться внутренние закупки. Положению России не позавидуешь, ибо ей необходимо искать покупателей, которые смогли бы заменить собой двух самых крупных в мире импортеров вооружений. Благодаря экспорту энергоресурсов России не грозит никакой валютный кризис. Но из-за спада производства в военной промышленности будет расти безработица, и кроме того, это будет тормозить развитие побочных технологий. В связи с этим лет через десять или около того Россия будет практически полностью зависеть от экспорта ресурсов, а такая экономическая модель имеет крайне негативные социальные и политические последствия. 

 

Доктор Роберт Фарли (Robert Farley) – доцент Patterson School of Diplomacy and International Commerce университета Кентукки. В область его интересов входят вопросы национальной безопасности, военной доктрины и морские дела.