Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ходорковский «не представляет угрозы для Путина»

© РИА НовостиПавел Ходорковский
Павел Ходорковский
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Инициатива о пересмотре дела Михаила Ходорковского исходит от Путина, который надеется утихомирить протестные волнения в России: так считает сын бывшего главы «ЮКОСа». Павел Ходорковский надеется, что через год-два его отцу удастся выйти на свободу.

Текст представляет собой расшифровку телесюжета.

Готовясь оставить пост президента России, Дмитрий Медведев распорядился проверить приговоры в отношении ряда осужденных, в том числе Михаила Ходорковского. Арест экс-главы «ЮКОСа» был заметным событием первого президентского срока Владимира Путина. В 2005 году Ходорковский был признан виновным в неуплате налогов и мошенничестве, а позднее приговорен снова. Между тем правозащитная организация «Международная амнистия» считает Ходорковского узником совести.

В Нью-Йорке проживает его старший сын: 26-летний Павел занимается бизнесом и возглавляет «Институт современной России», который продолжил дело фонда его отца «Открытая Россия». Во вторник Ходорковский-младший прибыл в Брюссель, чтобы заручится поддержкой депутатов Европарламента в борьбе за освобождение политзаключенных в России.
 
Он также ратует за санкции против чиновников, причастных к коррупции и гибели юриста Сергея Магнитского. Надежд на скорое освобождение отца у Павла Ходорковского сейчас чуть больше, чем на прошлой неделе. Он рассказал об этом в брюссельской студии «Евроньюс» корреспонденту телеканала Андрею Бекетову.
 
Добро пожаловать на «Евроньюс». Мы приветствуем Павла Михайловича Ходорковского. Президент Медведев распорядился пересмотреть законность приговоров по делу «ЮКОСа». Ваша реакция на это?
 
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ, сын Михаила Ходорковского: Инициатива исходит от Путина, и эта инициатива направлена на то, чтобы сдерживать нарастающие протестные волнения в российском обществе, потому что одно из самых главных требований – это прекращение коррупции, освобождение политических заключенных и связанная со всем этим реформа юридической системы.
 
Подождите, но, все-таки, кому принадлежит инициатива? Объявил о ней президент Медведев и ему это как-то свойственно, он более либеральный. Здесь идет игра «добрый следователь - злой следователь», или за эти все-таки стоит хитрость «злого следователя»?
 
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Есть мнение о том, что Медведев, находясь буквально на последних нескольких месяцах своего правления, решил сделать некий добрый жест воли, доказать, что его обещания имеют под собой какую-то конкретную основу и заставил пересмотреть дело. Но, на самом деле, если мы посмотрим на предыдущие четыре года правления Медведева, то очень легко установить, что никакие серьезные решения он не принимал без предварительного согласования их с Путиным.
 
Дело решенное: на шесть лет Путин, в общем, обеспечил себе президентский срок. Может быть, для него теперь Ходорковский не опасен?
 
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Мой отец не представлял и не представляет угрозы для Путина как политика. Потому что он неоднократно заявлял о том, что, когда его освободят, он выйдет из тюрьмы и, если будет такая возможность, останется в России, если его не заставят физически эмигрировать, то он не собирается становиться активным политиком и как-то претендовать на премьерский или президентский пост. Его план – это участие в тех образовательных программах, которыми он занимался до своего ареста. Однако в глазах Путина он представляет угрозу как некий лидер социального, общественного мнения. И вот здесь некая паранойя со стороны действующего премьер-министра.
 
Михаил Ходорковский – еврей, успешный бизнесмен, зарабатывавший на том, что считается национальным достоянием. Вначале к нему относились с сомнением, но сейчас уже чувство восхищение какое-то, его вот мученичеством, и сострадания, и его постоянная работа в заключении, его письма, его и так далее …все это придало ему такой политический вес. Не кажется вам, что он может выйти и быть встречен как Мандела?
 
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Во-первых, я надеюсь, он не повторит судьбу Манделы, потому что его пребывание в тюрьме было все-таки слишком продолжительным. Освобождение моего отца будет тем более возможным, чем более будут развиваться протестные движения в российском обществе. То есть это год - два года. К тому моменту, я думаю, появятся уже новые политические лидеры.
 
Видите ли вы себя в России, если ситуация изменится серьезно?
 
ПАВЕЛ ХОДОРКОВСКИЙ: Отец конкретно попросил меня не возвращаться в Россию, пока он находится за решеткой. Если ситуация изменится и Россия вернется на путь демократического развития, конечно же бы мне хотелось вернуться домой, работать там и участвовать активно в жизни гражданского общества.

Перевод выполнен ИноТВ.