МОСКВА — Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев призвал «исправить ошибку» вернувшегося в Кремль российского лидера Владимира Путина, который взвинтил штрафы за стихийные собрания граждан вопреки критикам, назвавшим поправки антиконституционным инструментом подавления инакомыслия.
«Это – ошибка», - сказал Горбачев Рейтер.
«Придется исправлять ее, не откладывая. Самое лучшее - если президент сам это сделает».
Путин подписал закон о штрафах размером с годовую зарплату среднего россиянина за несколько дней до уличной акции, вопреки предостережениям собственного советника по правам человека, который указал принявшему документ в пожарном порядке парламенту на расхождения с Конституцией, трудовым законодательством и международными обязательствами России.
Горбач»в, которому 81, в понедельник прибыл в Кремль на торжественный прием по случаю Дня России, который совпал с очередной акцией протеста против Путина, собравшей в столице десятки тысяч недовольных.
Накануне следователи с ОМОНом обыскали квартиры Алексея Навального и других организаторов протестных акций и их родителей. Оппозиция сочла 12-часовой обыск с изъятием телефонов, компьютеров и денег акцией устрашения и очередным свидетельством закручивания гаек после возвращения Путина в Кремль.
Госдепартамент США заявил, что «глубоко озабочен очевидным притеснением фигур российской политической оппозиции». По мнению Вашингтона, обыски, вызовы на допрос и увеличение штрафов «поднимают серьезные вопросы относительно произвольного использование силовых структур для удушения свободы слова и свободы собраний» в России.
Архитектор перестройки Горбачев спонсировал оппозиционную «Новую газету» и советовал Путину не возвращаться в президенты, назвав его неомонархом, а ситуацию в стране сравнивал с застоем времен Леонида Брежнева.
Путин в речи на торжественном обеде в честь государственного праздника в Кремле назвал «жаркие дискуссии» нормой «для свободной демократической страны» и привычно предостерег от «любых решений и шагов, способных обернуться социальными и экономическими потрясениями».
Президент, чьи выборы западные наблюдатели и оппозиция сочли нечестными, пообещал модернизировать экономику и политическую систему, «опираясь при этом на накопленный потенциал стабильности».