САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Первый министр правительства Дмитрия Медведева предложил отдать часть денег 85-миллиардного долларового пенсионного стабфонда госкомпаниям в расчете, что они смогут их приумножить и вернуть в будущем. Критики назвали очередную идею рискованного вложения Фонда национального благосостояния «профанацией приватизации».
Чиновники уже несколько лет обсуждают возможность отойти от консервативной политики инвестирования ФНБ, предназначенного для покрытия дефицита пенсионной системы, и вложить часть кубышки в более доходные и рискованные активы внутри страны или инфраструктурные проекты с расчетом оживить экономику. Президент Владимир Путин весной сказал, что решение будет принято до конца 2012 года, и пообещал действовать «очень аккуратно».
Прежние идеи, в основном, предполагали вложение длинных пенсионных денег в долг, что подразумевает возврат основной суммы с процентами. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в четверг озвучил более радикальную мысль: отдать их бесплатно и без гарантии возврата - вложить в акционерный капитал госкомпаний.
По мнению Шувалова, на деньги ФНБ можно провести «приватизацию». Правительство хочет продавать госсобственность на 10 миллиардов долларов в год, однако спад на мировых рынках и нежелание властей расставаться со «стратегическими» госкомпаниями уже поставили этот план под сомнение: Путин одним из первых указов третьего президентского срока разрешил продавать госсобственность государственной же конторе Роснефтегаз на средства от дивидендов другой госкомпании - Роснефть.
«Если мы верим в то, что стоимость акций будет расти в цене, то небольшая часть ФНБ возможна как портфельная инвестиция», - сказал Шувалов, оговорившись, что «предложение еще нужно обсудить и добиться консенсуса», а начать – «хотя бы с 10 процентов ФНБ». Сейчас это 8,5 миллиарда долларов.
Поиск консенсуса обещает быть трудным: идея уже вызвала удивление министра финансов Антона Силуанова, в чьем ведении находится исполнение 400-миллиардного долларового российского бюджета, «дыру» в котором в случае падения цен на нефть правительство может заткнуть продажей собственности на 10 миллиардов долларов.
«Получается, что само государство у государства выкупать будет? Зачем это нужно?» - прокомментировал он предложение поделиться деньгами ФНБ с госкомпаниями под эгидой «приватизации».
«ПОКА ТОЛЬКО ИДЕЯ»
Предшественник Силуанова на посту главы Минфина Алексей Кудрин, до Шувалова отвечавший в правительстве за бюджетно-финансовый сектор, встретил новость в штыки:
«Это - псевдоприватизация и профанация приватизации», - сказал он Рейтер.
«Деньги ФНБ - это бюджет. Расходы ФНБ осуществляются как расходы бюджета. Покупка активов на бюджетные деньги не является приватизацией. К тому же, непонятно, по каким ценам государство будет покупать у себя», - сказал Кудрин.
«Но самое главное, что государство таким образом не выходит из этих предприятий, которые "приватизируются". Не достигается цель получить средства на покрытие дефицита, и не достигается цель уменьшения государственного присутствия в экономике».
Минфин еще при Кудрине спорил с другими чиновниками о назначении стабфонда. Кудрин, которого Путин прилюдно хвалил за то, что кубышка позволила России пережить мировой финансовый кризис 2009 года, настаивал на консервативной модели инвестирования ради сохранения и накопления, а Минэкономики облизывалось на лежащую мертвым грузом заначку и рассчитывало пустить деньги на развитие. Кудрин говорил, что дело государства - обеспечить макроэкономическую стабильность и условия для развития бизнеса, а рисковать деньгами должны частные предприниматели.
Шувалов в период избирательной кампании Путина оправдывал «левый крен» в экономической политике на время кризиса, а получив портфель первого министра в правительстве без Кудрина пообещал дополнительные расходы из казны и трудные времена коллегам, призывающим жить по средствам.
Минэкономики, получившее союзника в лице Шувалова, утверждает, что озвученная им идея обсуждается уже несколько лет.
«Обсуждается пока только идея. Условно, купить акции РЖД - железная дорога будет всегда, компания будет развиваться, мы вкладываем деньги ФНБ, они, с одной стороны, не лежат мертвым грузом, а работают, а с другой стороны, это как бы возвратный источник», - сказал журналистам директор департамента имущественных отношении Минэкономики Алексей Уваров.
«Смотря от лица кого будут вложены деньги ФНБ, кто придет акционером на эти деньги ФНБ. Может быть, это будет управляющая компания Внешэкономбанк, может, какая-то другая управляющая компания. Росфинагентство может быть», - сказал он.
Начальник Уварова, министр экономики Андрей Белоусов отказался комментировать эти схемы, сославшись на недостаток информации об идее Шувалова.