У российских пивоваров, а также у представителей рекламной отрасли наступило похмелье. В понедельник вступил в силу закон, который значительно ограничивает продажу и потребление пива, а также запрещает рекламу этого напитка. Введенный запрет сразу распространился на радио и телевидение, тогда как печатные средства массовой информации подпадут под его действие с начала следующего года. Кроме того, владельцы пивных заведений должны теперь демонтировать плакаты и солнцезащитные зонтики с рекламой пива. За нарушение этого закона положен штраф - до 100 000 рублей (около 2500 евро).
Запрещается также продажа пива на остановках городского общественного транспорта, во время проведения массовых мероприятий, а также в парках и общественных местах. Под эту категорию подпадают подъезды домов и лестничные площадки.
В России на душу населения приходится 15 литров чистого алкоголя в год, и по этому показателю она занимает одно из первых мест в мире. В последнее время национальный напиток водка уступил свое место пиву. По данным статистики, на каждую открытую бутылку шнапса приходится восемь откупоренных емкостей с ячменным напитком. Защитники потребителей объясняют эту тенденцию агрессивной рекламой - прежде всего на телевидении. Как утверждают российские производители пива, с 1999 года по 2003 год оборот пива в стране вырос на 25%. Только из-за запрета рекламы на телевидении этой отрасли теперь грозят убытки в размере свыше 500 миллионов рублей (примерно 13 миллионов евро), а также сокращение почти на четверть существующего в настоящее время объема продаж.
Поэтому пивовары и рекламщики попытались мобилизовать против этого закона свое лобби, однако они выставили счет в отсутствие хозяина – Владимир Путин является известным противником потребления алкоголя и, по его собственному признанию, он - человек исключительно злопамятный – во время своего первого президентского срока Путин попытался с помощью весьма затратной кампании на телевидении отучить нацию от выпивки. Но в то же время одно рекламное агентство по заданию крупнейшего производителя пива сняло клип, в котором за пивом в магазин отправились подростки в возрасте от 12-ти до 14-ти лет. Получился афронт.
Пытаться вылечить народную русскую болезнь с помощью каких-то кампаний также лишено смысла, как и введение запретов, считает Дмитрий Янин из общества потребителей. Только в первом полугодии потребление алкоголя выросло еще на 2,5%. По мнению Янина, в этом показателе роста на долю пива приходится 35%. Воспитать граждан можно только, забравшись к ним в кошелек, отметил Янин в интервью радиостанции «Радио Свобода». Например, за счет введения налога на винный спирт по примеру бывших советских прибалтийских республик. С помощью полученных за счет этого налога средств можно было бы также санировать российскую систему здравоохранения.