Миф про олигархов возник в России в 90-е годы. После развала Советского Союза весьма ограниченному количеству людей удалось сколотить сказочные состояния. И они использовали полученную власть и деньги для того, чтобы взять под свой контроль политические рычаги. Подобный тип политически и экономически влиятельного предпринимателя в России больше не существует. Вот уже много лет Владимир Путин успешно работает над тем, чтобы поставить на место представителей этой касты. Тем временем власть в стране перешла в руки давнишних соратников Путина. Вместе с тем сверхбогатые сохранили за собой возможность – если они подчиняются Кремлю – зарабатывать деньги.
В других странах бывшего Советского Союза ситуация - иная. Там влияние олигархов ощущается по-прежнему. И в этих странах власть имущие параллельно ищут способы удержания в узде потенциальных соперников в области экономики. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что влиятельные в политическом отношении люди все чащи используют определенную стратегию: они проталкивают детей и родственников на руководящие посты в экономических органах, а также на предприятиях, и делается это для того, чтобы держать под контролем олигархов.
Возьмем, например, Украину. В этом крупнейшем по территории европейском государстве олигарх продолжает оставаться олигархом. Если он хочет обладать политическим влиянием – а он этого хочет, - то он его получит. Президент Виктор Янукович, которого многие избегают на международной арене, хочет немного освободиться от своих очень богатых советников. Однако в том, что касается способности проводить в жизнь свои намерения, он уступает своему московскому образцу в лице Путина.
Читайте также: Лондон готовится к новой битве олигархов
Янукович вынужден иметь дело с влиятельными соперниками, прежде всего - с индустриально развитого востока страны. В первую очередь, с Ринатом Ахметовым. С момента составления списка самых богатых людей в этой стране его возглавляет этот сын шахтера и продавщицы, тогда как в мировом списке Forbes он с 16 миллиардами долларов занимает 39 место (украинские рейтинги приписывают ему состояние в 25 миллиардов долларов).
В последнее время Ахметов, владеющий также футбольным клубом «Шахтер» из Донецка, вынужден делиться своим политическим влиянием. Прежде всего - с Дмитрием Фирташем, которому принадлежит сомнительная фирма-посредник в газовом бизнесе РосУкрЭнерго. До середины 2006 года американские правоохранительные органы расследовали связи этой компании с разыскивавшимся ФБР известным московским мафиози. Фирташ, через компанию которого природный газ из России поставлялся в Германию, был выдавлен Тимошенко из газового бизнеса. После победы Януковича в 2010 году, он вернулся к торговле газом и в настоящее время занимает также господствующее положение в химической промышленности.
В народе с возмущением относятся к экспансии олигархов. Она происходит за счет предприятий среднего уровня, которые оказываются на коленях в результате налоговой политики или насильственного поглощения, подчеркивает главный экономист исследовательского центра «CASE Украина» Владимир Дубровский. Количество такого рода предпринимателей только в 2010 году сократилось на 30%.
Также по теме: Россия - политика олигархии, версия 2.0
Один из самых важных видов оружия, находящегося в распоряжении Януковича и используемого им в борьбе против влиятельных олигархов, - это его сыновья. Они являются самыми главными противниками украинских олигархов. Старший сын Януковича по имени Александр всего за год смог пробиться в список самых богатых людей и создал свой собственный центр силы. Помимо бизнеса в строительном и банковском секторе, он активно скупает активы других олигархов – такова его новая модель. Он сделал также определенные политические ходы, продвинув своего 36-летнего давнишнего друга на должность главы Центрального банка. Кроме того, он помог своему бывшему охраннику стать руководителем службы безопасности.
Все эти семейные связи в структурах власти на Украине, которая раньше была любимчиком Евросоюза, вызывают раздражение в Европе, однако в Киеве это пытаются не замечать. Слишком распространенной является эта модель за пределами внешних границ Евросоюза. Особенно - на востоке: в кавказских и центрально-азиатских государствах, обладающих запасами сырьевых ресурсов, модель олигархического непотизма стала настоящей чистой культурой. Так, например, в Азербайджане, в будущем альтернативном поставщике природного газа в Европу, семейный клан президента Ильхама Алиева контролирует не только газовый бизнес - с помощью жены и дочерей президента его влияние распространяется также на другие сектора экономики.
В богатой нефтью и природным газом Центральной Азии сложилась похожая ситуация. Но с пикантными нюансами – в традиционно патерналистски устроенных Казахстане и Узбекистане тон в этом отношении задают прежде всего дочери. Это происходит просто потому, что у неограниченных правителей в этих странах нет сыновей. Если все в порядке с лояльностью, то к делу привлекаются зятья. Это относится к казаху Тимуру Кулибаеву, который вместе со своей женой в составленном Forbes в 2011 году мировом списке занимал 938 место, а недавно стал командовать фондом национального благосостояния, управляющим всеми видами государственного участия в экономике.
Читайте также: Наследники олигархов
При доброжелательном отношении со стороны своих отцов, президентские дочери имеют возможность контролировать целые сектора экономики, подчеркивает эксперт по Центральной Азии Кильского университета Аня Франке-Швенк (Anja Franke-Schwenk). «Все три дочери казахского президента очень влиятельны в политическом и в экономическом отношении, а также обладают огромным (размещенным за границей) капиталом», - добавляет Франке-Швенк. И в Узбекистане 40-летняя дочь президента Гульнара Каримова является самой богатой женщиной в стране. Она и ее сестра живут в Париже, Кельне и Женеве, а по данным швейцарского журнала Bilan, они входят также в десятку самых богатых женщин Швейцарии.
В отличие от дочерей Путина, которые пока еще не попали на радары международных учетчиков капиталов. Десятки миллиардов долларов, обладание которыми приписывается российскому президенту, проводятся, как утверждают, через сложные финансовые структуры, находящиеся под контролем лояльных ему соратников из клуба любителей дзюдо или из КГБ. Но и в системе Путина семейные связи играют определенную роль в экономическом секторе, хотя это и не относится непосредственно к самому президенту. Монополия на власть и контроль над секторами экономики осуществляется в том числе с помощью ближайших соратников Путина по работе в секретной службе, которые либо сами занимают места в руководящих органах концернов, либо направляют туда своих детей.
Список этот весьма обширен. В 24 года Сергей Иванов, сын бывшего кагэбэшника с таким же именем, который в настоящее время возглавляет в Кремле администрацию президента, был назначен вице-президентом третьего по величине банка в стране - Газпромбанка. Недавно он взял под свой контроль вторую по величине страховую компанию «Согаз». Ее вице-президентом с 2007 года является сын двоюродного брата Путина.
Также по теме: Власть закона для олигархов от России до Оклахомы
Приобщение к газовому сектору является делом весьма прибыльным. В том числе и для пенсионного фонда «Газфонд». Его правление возглавляет Юрий Шаламов, сын соседа Путина по даче Николая Шаламова, организовавшего строительство путинского дворца в Сочи ценой в несколько миллиардов долларов. До этого он работал представителем компании Siemens Medical Solutions в Санкт-Петербурге.
Дальше - больше. Петр Фрадков, 34-летний сын руководителя службы внешней разведки, долгое время являлся вице-президентом Внешэкономбанка, занимающегося в том числе инвестированием государственных средств, а теперь он руководит агентством по страхованию экспортных операций. Бывший глава спецслужбы и нынешний руководитель Совета безопасности РФ Николай Патрушев также неплохо устроил своих детей, старший из которых возглавляет правление четвертого по величине банка в стране. А недавно Путин назначил своим советником Антона Устинова. Устинов является племянником бывшего министра юстиции, руководившего разгромом и ренационализацией когда-то крупнейшего нефтяного концерна ЮКОС.
Отношения между государством и экономикой поддерживаются не столько с помощью денег, сколько с помощью родственных связей, считает экономический обозреватель Максим Блант. Это и является причиной того, что, согласно опросам, все больше молодых людей заявляют о своем желании уехать из страны.