Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Москве и в Санкт-Петербурге, которые мы будем называть Россия 1, сконцентрированы деньги и современная индустрия, ее жители мобильны и способны к адаптации. Это - родина современного среднего класса. Старые промышленные регионы, например, Урал, это - Россия 2, и ее дела идут не так хорошо. И, наконец, представляющая периферию Россия 3, которая во многом выпала из экономической жизни. Ее население выживает за счет собственного подворья, а формы ее жизни имеют черты предыдущей исторической эпохи.

Если верить российским экономистам, то их страна существует в трех видах: Россия урбанистических метрополий, Россия старой промышленности и Россия периферии.  В крупных метрополиях, в Москве и в Санкт-Петербурге, которые мы будем называть Россия 1, сконцентрированы деньги и современная индустрия, ее жители мобильны и способны к адаптации. Россия 1 является родиной современного среднего класса. Старые промышленные регионы, в том числе - Урал, это Россия 2, и ее дела идут не так хорошо. Перспективы предприятий неопределенны, экономика зависит от государственной капельницы, консервативно настроенные рабочие с низкими жизненными стандартами ориентируются на начальство и надеются на социальные гарантии. И, наконец, представляющая небольшие города и периферию Россия 3, которая во многом выпала из экономической жизни. Ее население выживает за счет собственного подворья, а формы ее жизни имеют черты предыдущей исторической эпохи.

Поддержка была незначительной


Старый новый президент Владимир Путин должен управлять всеми тремя Россиями. Сейчас это намного сложнее, чем было в его первые президентские сроки – в период с 2000 по 2008 годы. Конечно, Россия 3 пребывает в апатии, и поэтому политически она не имеет никакого значения. Однако, в других областях происходят процессы брожения. В урбанистических метрополиях поддержка Путина на выборах была незначительной. Там формируется сильное меньшинство, использующее современные коммуникации и требующее участия в политическом процессе. Достаточно небольшого кризиса для того, чтобы настроения людей приобрели антиправительственную направленность. Объединение России 1 и России 2 в оппозицию является кошмаром для Путина. Логично, что его обещания – увеличение заработной платы в два раза к 2014 году, повышение пенсий, улучшение здравоохранения – направлены прежде всего на то, чтобы стабилизировать ситуацию в России 2.

Это можно сделать только в том случае, если в государственную казну поступают деньги и соответствующим образом растет экономика. В настоящее время говорить об этом можно только с оговорками. Экономика страны смогла восстановится после рецессии 2008 года, и рост в 2011 году все-таки составил 4,3%. Конечно, прежде всего это было обусловлено повышением цены на нефть марки Urals примерно на 40%. Согласно прогнозу Министерства экономического развития, рост экономики в 2012 году составит всего 3,4%.

Но даже этот умеренный рост находится под угрозой из-за существования внутренних проблем, и он также в большой мере зависит от внешних факторов. На него оказывает влияние цена на нефть, а также кризис евро. Для того, чтобы добиться стабильного роста на основе собственных сил, требуется проведение серьезных реформ, на которые у российского руководства пока не хватает сил. Международный валютный фонд требует прежде всего сокращения «ненефтяного дефицита» (non-oil-deficit), то есть - той бюджетной дыры, которая образуется при выведении за скобки налоговых поступлений от нефтяной и газовой отрасли. Сокращение подобного рода дефицита потребует также увеличения пенсионного возраста до 63 лет.

Повышение  заработной платы и улучшение социального обеспечения, с помощью которых Путин рассчитывает стабилизировать положение в России 2, представляют собой меры, диаметрально противоположные политике сокращения бюджетного дефицита. Не без оснований бывший министр финансов  Алексей Кудрин, являющийся сторонником жесткого курса экономии, активно критикует путинские обещания социальных благ. Консолидация бюджета и сохранение власти прямо противоречат друг другу.

Помимо стабильных финансов, эксперты считают также необходимым фундаментальное улучшение условий инвестирования в России – меньше бюрократии, больше правовых гарантий, а также действенная борьба с коррупцией. По сути, это и есть модернизационная повестка дня, которую предшественник Путина Медведев безуспешно пытался воплотить в жизнь. Не удивительно, что он потерпел неудачу: элитарный картель, состоящий из олигархов, высокопоставленных чиновников и политиков и обладающий доступом к российским ресурсам, совершенно не заинтересован в подобного рода реформах. Размытые бюрократические структуры и коррупция являются основой их власти.

На этом фоне иностранные инвестиции сократились, а бегство капитала усиливается. В 2011 году отток капитала составил 80,5 миллиарда долларов, а это - в два с половиной раза больше показателей 2010 года. В первые пять месяцев 2012 года из страны уже было выведено 46,5 миллиарда долларов.

Сохранить привилегии

Принимая во внимание громкие выступления России 1 и недовольство России 2, можно сказать, что Путин находится перед дилеммой. С одной стороны, нужно санировать бюджет, привлекать в страну инвестиции и расширять инфраструктуру. Только таким образом в среднесрочной перспективе он сможет найти средства для того, чтобы интегрировать Россию 1 и удовлетворить Россию 2. Однако реализовать все это должна часть элитарного картеля, который хочет сохранить свои привилегии и при этом - совершенно не заинтересован в правовом государстве.

Путин знает о существовании этой дилеммы. И, насколько можно судить, он нашел такое решение: кое-как перебиваться и надеяться на высокие цены на нефть.

Ханс-Хеннинг Шредер является руководителем исследовательской группы по изучению России берлинского фонда «Наука и политика»