После своей третьей поездки в Санкт-Петербург менее чем за три года я готова побиться об заклад, что через полвека Москве придется вновь уступить пальму первенства городу Пушкина и царей. А когда Санкт-Петербург снова объявят столицей России, доводы, по сути дела, будут те же самые, что и в момент основания этого города Петром I в 1703 году: надо прорубить окно в Европу, а точнее - держать это окно открытым.
Это будет новая декларация принадлежности и преданности, конкретный ответ на вопрос, который до сих пор преследует российских интеллектуалов и наблюдателей за этой страной: Россия - это Европа или Азия? По мере того, как бывшие советские республики Центральной Азии медленно входят в состав своего региона, возникает ощущение, что и Москва тоже возвращается к своим древним истокам, превращаясь в место пересечения племенных и торговых путей, сделавших ее одним из величайших и своеобразных городов мира.
Читайте также: Москва должна стать крупнейшим городом в мире
Откуда такая уверенность в будущей судьбе Санкт-Петербурга, и почему именно сейчас? В первое десятилетие после краха советского коммунизма большая часть города лежала в запустении, а его обширные бесхозные районы ветшали. В некоторых кварталах, даже вблизи центра, ситуация по-прежнему остается без изменений. Вопреки многочисленным прогнозам, немецкие и скандинавские инвесторы оказались весьма осторожными и осмотрительными людьми: город, большую часть советской эпохи носивший название Ленинград, получил от них довольно мало денег. Основная часть скандинавского капитала пошла в страны Балтии, получившие независимость, а остальное - в Москву, в надежде на быстрый заработок.
Ситуация изменилась к лучшему в преддверии празднования 300-летней годовщины Санкт-Петербурга, когда большие суммы из государственной казны ушли на то, чтобы к праздничным мероприятиям привести в порядок его внешний вид. С тех пор реконструкция только набирает темпы.
Но моя ставка на Санкт-Петербург меньше связана с его внешним видом, а больше - с настроем и амбициями. Вместе с реконструкцией возродились чувство собственного достоинства, гражданской гордости и хорошие манеры, которыми славился Санкт-Петербург - плюс немного раздражающая привередливость и утонченность.
Сюда переехал российский Конституционный суд, проложив дорогу другим институтам государственной власти, которые должны последовать за ним. А гражданская гордость породила множество общественных объединений. Некоторые из них занимаются документированием истории города (героической и трагической), другие защищают городской ландшафт, архитектурные ансамбли и видимые очертания Санкт-Петербурга. Самое поразительное в этих организациях то, что работу там ведут молодые люди, в том числе - архитекторы, которые обеспокоены тем, что коммерческие соображения могут взять верх над историей и эстетикой.
Также по теме: В Санкт-Петербурге с мамой
В настоящее время их тревожат планы реконструкции исторического центра. Они уже отправили на свалку два плана энергетического гиганта «Газпрома» по строительству небоскреба под свою штаб-квартиру на краю исторического центра, а теперь взяли в перекрестье прицела третий план, предусматривающий возведение этой башни на удалении от него.
Пройдет еще немного времени, и эта обеспокоенность перерастет в политические амбиции и в стремление восстановить первоначальный статус Санкт-Петербурга. А поскольку некоторые экономисты прогнозируют (порой всерьез), что Россия через 30 лет вступит в ЕС (если ЕС еще будет жив), перенос столицы надолго не задержится.
Нуриев снова в свете рампы
На Театральной площади я взглянула вверх на объявление, висевшее над главным входом в консерваторию, и мне пришлось мысленно прочитать огромные буквы кириллицы одну за другой, чтобы поверить написанному. Да, так и есть - Рудольф Нуриев, который в одно мгновение стал никем, когда в 1961 году бежал на Запад в парижском аэропорту Ле Бурже.
Объявление висело прямо напротив Мариинского (бывшего Кировского) театра, который Нуриев столь драматично покинул. Там говорилось, что 4 ноября состоится премьера спектакля «Рудольф Нуриев: прыжок в свободу». Из-за столь полного разворота колес истории и судьбы внезапно чувствуешь себя очень старой.