Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страна страной, а общего - во всяком случае, что касается проблем книжной отрасли, в России и Германии очень много. И хотя, как дипломатично выразился приехавший в Москву директор крупнейшей в мире Франкфуртской книжной ярмарки Юрген Боос, высоко оценивший перспективы российского книжного рынка, «уровень трудностей» в Германии и России - разный, пути преодоления этих трудностей - часто одни и те же.

Страна страной, а общего - во всяком случае, что касается проблем книжной отрасли, в России и Германии очень много. И хотя, как дипломатично выразился приехавший в Москву директор крупнейшей в мире Франкфуртской книжной ярмарки Юрген Боос (Juergen Boos), высоко оценивший перспективы российского книжного рынка, «уровень трудностей» в Германии и России - разный, пути преодоления этих трудностей - часто одни и те же.

 

С цифрами сложно

 

Главная забота издателей, если судить по многочисленным публикациям в российских, да и в немецких СМИ, - наступление электронной книги и предполагаемый чуть ли не в ближайшие десятилетия конец книги бумажной. Однако, по мнению экспертов, собравшихся на ярмарке non/fiction, слухи о смерти традиционной книги сильно преувеличены. Эта точка зрения подкреплена цифрами. По словам одного из руководителей берлинского издательства Aufbau Рене Штрина (René Strien), электронные книги дали в 2011 году лишь немногим более 6% общего оборота немецкой книготорговли. Причем, как и везде, электронная книга – это, прежде всего, книга научная, специальная. Лишь 15% всех электронных книг, выпускающихся в Германии, - это художественная литература, беллетристика.

 

В России ситуация еще более далека от похоронной. Генеральный директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов оценил объем российского книжного рынка в этом году в два с лишним миллиарда долларов (в отпускных ценах). А доля электронных книг в общем объеме продаж еще меньше, чем в Германии, и составляет, по разным оценкам, от двух до 15 миллионов долларов. Оценки столь разные, потому что, как иронически замечает Кузнецов, «с цифрами на российском рынке сложнее, чем на немецком: все их скрывают».

 

Как бы там ни было, но удельный вес электронных книг все еще очень мал и исходящую от них «угрозу» (или перспективность, это уж как кто посмотрит) преувеличивать не следует. «Не надо демонизировать электронную книгу», - так выразился один из участников «круглого стола» «Бизнес-модели будущего книжной отрасли в реалиях Германии и России». Реалии, подчеркнем еще раз, во многом похожи.

 

Пираты и готовность заплатить

 

Одна из проблем, с которой сталкиваются и российские, и немецкие издатели (хотя в совершенно разных масштабах), - пиратство. Правда, Борис Кузнецов подчеркнул, что пиратство - не самая большая проблема для российских издателей. Серьезнее проблемы с платежными системами. Кредитная карточка или интернет-кошелек есть далеко не у каждого, кто хочет купить книгу в сети. Нужно регистрироваться и так далее... Сплошная морока. И даже тому, кто хотел бы заплатить, это надоедает. А скачать пиратскую, бесплатную копию он может за две минуты...

 

Но и здесь мы в итоге «упираемся» в пиратство. Оптимисты оценивают его масштабы как 1:4 (то есть на каждую купленную электронную книгу приходятся четыре скачанные пиратские копии), пессимисты - 1:10 или даже 1:15. Клеймить здесь позором «конечного потребителя» - неблагодарное дело, убеждена Ирина Прохорова, издатель и главный редактор «Нового литературного обозрения». В данном случае интересы издателей сталкиваются с интересами читателей, для которых издатели и работают. Но как же все-таки бороться с пиратством?

 

«Принимать рестриктивные меры против тех, кто нелегально скачивает пиратские копии книг - бессмысленно и вредно, - согласен и Рене Штрин. - В Германии это тоже пытались сделать, но драконовские штрафы ни к чему хорошему не привели». Бесполезно, по мнению издателя, и усложнять до бесконечности кодовую защиту копий. Код этот легко вскрывают специалисты.

 

Причем, как подчеркивает Штрин, речь идет вовсе не о хакерах-бессребрениках, а о мафиозных структурах, зарабатывающих на рекламе порнографии, онлайн-играх и другом не совсем приличном контенте, сопровождающем пиратские копии в Сети. Эти работают в высшей степени профессионально. Ну, а сканировать и представить в электронной версии бумажную книгу вообще не представляет никаких сложностей.

 

Суд идет?

 

«Надо объединяться и подавать в суд на сайты с пиратскими копиями!» - призывает коллег немецкий издатель. Ответом было вежливое молчание россиян. В Германии это, может, и эффективно, а в России?.. Ведущая «круглого стола» Ирина Прохорова очень вовремя подключила к дискуссии зал. Альтернативные пути и формы борьбы с электронно-книжным пиратством не заставили себя ждать. Электронная книга может больше, чем книга бумажная, и должна это использовать, - таков был лейтмотив. Тогда и конкуренция между ними смягчится, и приобретение электронной книги станет привлекательнее.

 

Речь идет, например, о контентном поиске, цитировании с указанием источника, мультимедийности, возможности приобретать книгу не всю, а по отдельным главам. Последнее особенно привлекательно для студентов и научных работников, занимающихся той или иной специальной темой. Зачем им приобретать, скажем, «бумажную» научную монографию по этой тематике за 200 евро, если можно быстро или легко купить электронную версию нужной главы за 20?

 

Это, конечно, очень привлекательно - платить только за то, чем реально пользуешься, но, как заметил Борис Кузнецов, сужает рынок. Так что простого, однозначного решения нет. Зато есть однозначная цель - сделать книгу привлекательнее.