МОСКВА – В понедельник 7 января вступил в силу принятый год назад Мосгордумой «закон о гайд-парках», который подразумевает создание в столице двух площадок для проведения политических митингов. Политические дискуссии можно будет вести в парке «Сокольники» и ЦПКиО имени Горького, причем акции не нужно будет согласовывать с властями. Открытие московских «гайд-парков» назначено на весну, хотя ранее планировалось открыть их к 1 января 2013 года, сообщает «РИА Новости».
Законодательная инициатива, по мнению властей, должна была стать компромиссом в споре с оппозицией, однако многие лидеры протестного движения оценили ее негативно.
«Эти места вполне приемлемые для «гайд-парков», только надо понимать, что это не ограничит протестную активность. То есть массовые акции там проходить не будут, они будут проводиться в прежнем формате», – заявил в Твиттере лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов. Его поддержали Борис Немцов и Эдуард Лимонов, которые пообещали, что не появятся на протестных акциях, если они будут проходить в отведенных для этого властями местах.
Читайте также: Сторонники оппозиции прошли подготовку за границей
Политологи не верят в компромисс
Российский политолог Андрей Пионтковский также неодобрительно отнесся к идее о создании московских «гайд-парков». «Это не компромисс, а дурачество, – заявил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Гайд-парк был серьезным шагом к свободе самовыражения в Англии в XIX веке, но сейчас там регулярно собираются несколько фриков, и на это же будут на целены и «гайд-парки» в Сокольниках и на Парке культуры».
По его мнению, главным недостатком «подарка» властей оппозиции является множество формальных ограничений. «Там нельзя устанавливать никаких трибун, нельзя использовать звукоусиливающие средства и так далее», – пояснил эксперт. Никакого отношения к протестной деятельности и митингам инициатива мэрии не имеет, считает он, «тем более что одновременно властями был нанесен удар по единственной сохранявшейся форме общественного протеста – одиночным пикетам».
Все хоть с трудом, но санкционируемые раньше властями марши могут оказаться вне закона, считает Пионтковский, хотя пока нельзя это утверждать однозначно. «Посмотрим, что власти решат с заявкой на митинг 13 января, – резюмировал он. – Нынешнее законодательство предусматривает очень жесткое наказание не только за организацию, но и за участие в несанкционированных митингах, и я вижу явный вектор движения от авторитарного курса к тоталитарному».
Директор Института политических исследований Сергей Марков к инициативе властей отнесся несколько теплее, хотя и он убежден, что «болотную» проблему таки образом решить нельзя. «Власть не идет на компромисс с оппозицией, она реализует нормальную демократическую практику, – пояснил он в беседе с корреспондентом «Голоса Америки». – Но «гайд-парк» не очень нужен серьезным политическим силам, он используется маргинальными политическими силами, маленькими партиями и объединениями».
Также по теме: НКО и оппозиции в России придется жить лишь на пожетвования граждан
В современной России, по мнению эксперта, малые политические силы не являются превалирующими, а крупные «могут реализовать свои идеалы через митинги, демонстрации на центральных площадях столицы». Тем более что, по мнению Маркова, оппозиции нужны не столько митинги, сколько конфликт.
Эксперт, тем не менее, видит другой способ решения проблемы. «Из-за интенсивной политической жизни в Москве многие москвичи устали сражаться с перекрытыми дорогами, – рассказал он. – Поэтому многие поддерживают идею о необходимости создания так называемых «митингодромов». Один митингодром, считает политолог, должен вмещать сотни тысяч человек, и на его роль подошел бы стадион «Лужники», а другой – десятки тысяч человек.
Полностью это проблему маршей бы не решило, полагает Сергей Марков, потому что иногда люди хотят пройти по центру города, и тогда их нужно обеспечивать такой возможностью. «Иногда можно проходить маршем и по центру города – ведь площади принадлежат не властям, а жителям города, – пояснил эксперт. – Разумеется, тогда речь не идет о провокаторах, которые устроили бойню 6 мая и добиваются не реализации политических свобод, а арестов и мучений».