Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Власти не смогли договориться о стимулах для экономики РФ

© коллаж ИноСМИЭкономика России
Экономика России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правительство РФ так и не смогло решить, как же стимулировать ускорение экономического роста: одни призывают тратить побольше денег из казны, заманивая инвесторов, другие выступают за умеренные госрасходы и стабильную макроэкономическую политику. Ключевой вопрос на сегодня: устоит ли бюджетное правило или его изменение выльется в разгон инфляции?

МОСКВА — Правительство РФ так и не смогло решить, как же стимулировать ускорение экономического роста: одни призывают тратить побольше денег из казны, заманивая инвесторов, другие выступают за умеренные госрасходы и стабильную макроэкономическую политику. Ключевой вопрос на сегодня: устоит ли бюджетное правило или его изменение выльется в разгон инфляции?

 

Премьер РФ Дмитрий Медведев представил в четверг в Кремле план действий на ближайшую пятилетку, анонсированный на форуме в Давосе и уже тогда вызвавший недоверие у инвесторов.

 

В «план Медведева» вошли обещания развивать конкуренцию в политике, экономике и социальной сфере, снижать избыточное присутствие государства, улучшить деловой климат и инфраструктуру, повысить производительность труда в полтора-два раза.

 

«Правительство должно иметь четкое представление, какими методами эти показатели будут достигнуты в текущей ситуации, как будет строиться работа с инвесторами, какие источники так называемых длинных денег будут задействованы, как обеспечить снятие инфраструктурных ограничений... как будут увязаны инвестиционные стратегии и социальная инфраструктура», - напутствовал своего младшего партнера президент РФ Владимир Путин.

 

Как выяснилось, четкие представления у каждого свои и прийти к согласию ведомствам не удается.

 

СТИМУЛЫ СПРОСА

 

Минэкономразвития выступает за снижение ставок Центробанка, которое повлечет удешевление кредитных ресурсов как для предприятий, так и для населения, и будет стимулировать внутренний спрос.

 

Путин сказал, что его тоже волнует рост процентных ставок по кредитам: «Вызывает беспокойство рост процентных ставок, причем, до уровня существенно выше инфляции. Что неизбежно сказывается на кредитовании экономики и граждан».

 

По данным Центробанка, на конец прошлого года средняя ставка по кредитам банков нефинансовым организациям в рублях до года без учета Сбербанка выросла до 10,4% с 9,2% в январе 2012 года.

 

Глава Центробанка Сергей Игнатьев ответил на обеспокоенность Путина, что ставки будут снижаться вслед за инфляцией, но только при условии сохранения бюджетного правила:

 

«Если будет выполняться та бюджетная политика, которая заявлена, прежде всего я имею в виду бюджетное правило, нам удастся снизить инфляцию в ближайшие годы до 6, 5, 4 и может быть даже менее процентов. И я уверен, что одновременно будут снижаться процентные ставки. Может быть не сразу, может быть, с некоторым разрывом во времени. Со снижением инфляции процентные ставки будут снижаться».

 

Инфляция в 2012 году была на уровне 6,6%, в январе она достигла 6,9% в годовом выражении, что превышает целевой ориентир ЦБР на 2013 год в 5-6%.

 

Опрошенные Рейтер аналитики полагают, что инфляция опустится до 6% только в третьем квартале 2013 года, что позволит ЦБ снизить все ставки на 25 базисных пунктов.

 

«То, что сказал Сергей Михайлович (Игнатьев) - это результат дискуссии правительства и ЦБ. Экономике нужны реальные деньги, кредиты должны быть недорогими. При этом нужно обеспечить макроэкономическую стабильность», - сказал первый вице-премьер Игорь Шувалов на брифинге по итогам заседания правительства.

 

«И у нас по-прежнему есть разные мнения, и они широко обсуждаются, что 7% заявленных резервов не совсем работают и не нужны, можно ограничиться 5%. Остальные средства направлять на те проекты, которые имеют короткий горизонт исполнения - год-два-три, то есть недлящиеся, непостоянные обязательства. Это дороги, порты, аэропорты», - добавил он.

 

УСТОИТ ЛИ БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО

 

Минэкономики РФ предлагает скорректировать бюджетное правило и уже со следующего года направлять все нефтегазовые доходы в специальный фонд развития, а оттуда - на инфраструктурные проекты.

 

Поправки в Бюджетный кодекс, принятые в конце декабря парламентом и подписанные Путиным, предполагают, что резервный фонд, созданный как страховка бюджета на случай падения цен на нефть, накапливается до 7% ВВП, после чего половина излишков направляется в фонд национального благосостояния, который призван обеспечить стабильность пенсионной системы, а другая половина - на инвестпроекты.

 

Минэкономики еще во время обсуждения бюджета в сентябре 2012 года предложило не ждать и снизить планку до 5% ВВП, а все, что сверх этого пустить на инвестиции.

 

«Помешает ли это макроэкономической стабильности и понижению стоимости кредитов? Нет, это не помешает. Но это еще не значит, что мы такое решение примем. Мы должны все вместе продолжить дискуссию и понимать, что накопленных резервов, в случае если они нам нужны, вполне достаточно 5%», - сказал Шувалов.

 

Другой вице-премьер Аркадий Дворкович тоже говорит, что ясности о бюджетном правиле пока нет:

 

«Цифра не так важна, по большому счету (5 или 7%)... Важен механизм и возможность управлять этими средствами специальным образом, показывая потенциальным соинвесторам, частным инвесторам, что у нас есть механизм выделения ресурсов на долгосрочной основе, на которые они могут рассчитывать, что деньги оттуда никуда не денутся, никуда не уйдут, и эти проекты могут быть окупаемыми. Я считаю, что специальный фонд нужен, но его окончательные параметры, количественные, правительству еще предстоит обсудить», - сказал он на брифинге.

 

«Консолидированной позиции пока нет, - добавил Дворкович. - Я пока бы не предвосхищал события и не говорил бы, что точно цифра снизится, что мы изменим бюджетное правило. Оно действует, и мы исходим из того, что бюджетное правило принято».

 

Вице-премьер советует прислушаться к словам Игнатьева:

 

«Другой вопрос, действительно ли формирование такого фонда и возможность осуществления инвестиций приведет к недостижению целей по инфляции. Вопрос спорный на самом деле. Естественно, позиция ЦБ здесь является определяющей, и мы должны к словам Сергея Михайловича (Игнатьева) относиться с максимальным вниманием, и определенные опасения здесь могут быть, они оправданы, но нужно оценить все последствия. Я считаю, что дополнительный инвестиционный спрос в умеренных объемах не приведет к повышению инфляции».

 

Если у Игнатьева хватает авторитета, чтобы отстаивать позицию Центробанка о неизменности бюджетного правила на высшем уровне, то у преемника может его не хватить.

 

Короткий список кандидатов на пост главы ЦБ РФ вместо уходящего летом Игнатьева уже представлен премьер-министру и президенту, сказал Шувалов журналистам.

 

По словам источников Рейтер, в шорт-листе - первый заместитель Игнатьева - Алексей Улюкаев, экс-глава Минфина Алексей Кудрин и Шувалов. Последний заявил сегодня журналистам, что ему этот пост не предлагали, и он не хочет возглавить Центробанк.

 

ПРЕМЬЕРСКИЙ РОСТ

 

Медведев снова повторил, что российской экономике нужно расти не менее чем на 5% в год.

 

«Да, это очень амбициозная, крайне сложная задача, но она не невыполнима», - сказал премьер.

 

Рост экономики РФ в 2012 году замедлился до 3,4%, сообщил Росстат, что ниже не только прогнозов аналитиков, но и объявленных Медведевым в Давосе 3,5%.

 

Минфин упирает на то, что ускоряться экономике за счет расширения госпрограмм не стоит:

 

«5% роста - амбициозная задача. Такой рост мы должны обеспечить не за счет, как некоторые коллеги думают, увеличения расходов бюджета, а именно за счет создания условий для привлечения инвестиций», - сказал министр финансов Антон Силуанов.

 

«Что это такое? Это, конечно, прозрачная, понятная экономическая политика государства, бюджетная политика. Мы приняли бюджетное правило и должны его выполнять в ближайшие годы с тем, чтобы объем бюджетных обязательств был зафиксирован, и мы могли бы его выполнять в любой ситуации независимо от внешнеэкономической конъюнктуры».

 

Силуанов разделяет позицию Игнатьева:

 

«Конечно, мы в первую очередь должны говорить о продолжении снижения инфляции. Низкая инфляция - это низкие процентные ставки, это увеличение кредитования экономики. Именно за счет таких мер институционального характера мы и должны добиваться экономического роста».