Москва – Выступая в среду перед высшим военным руководством страны, президент Владимир Путин призвал военных к проведению «радикальной модернизации» российских вооруженных сил в течение пяти предстоящих лет, чтобы они могли противостоять многочисленным внешним угрозам и «методичным попыткам тем или иным образом расшатать стратегический баланс», которые предпринимают США.
Российские военные эксперты предупреждают, что агрессивное выступление Путина на расширенном заседании коллегии Министерства обороны, куда входит министр обороны и самые высокопоставленные генералы, вряд ли было предназначено для иностранной аудитории.
Однако весь мир наверняка истолкует его высказывания как очередной (из многих) признак того, что Россия при Путине замыкается в себе, ставя в круг повозки и занимая глухую оборону от иностранного влияния, а также использует страх перед внешней угрозой в качестве средства для насаждения все более консервативных и изоляционистских идей национального единства.
«Динамика геополитической обстановки требует от нас выверенных и быстрых действий. Вооруженные Силы России должны выйти на принципиально новый уровень возможностей уже в ближайшие 3–5 лет», - заявил Путин, речь которого была переведена на английский язык и размещена на кремлевском вебсайте. «Сегодня мы видим, как на планете множатся и расширяются зоны нестабильности и конфликта. Не прекращаются вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, в Азии, возрастает опасность «экспорта» радикализма и хаоса в ближайшие к нам регионы», - сказал далее президент.
Читайте также: Как Обаме убедить Москву, что он не собирается губить Россию
Россия крайне встревожена распространением, как она считает, хаоса на Ближнем Востоке после арабской весны. Кремль обвиняет Запад в том, что он разжигает пламя восстаний, и тревожится по поводу того, что этот беспорядок может распространиться на его собственный северокавказский регион, где проживает в основном мусульманское население, а исламистское партизанское движение с годами только усиливается.
«Одновременно предпринимаются методичные попытки тем или иным образом расшатать стратегический баланс», - продолжил Путин.
«Фактически запущен второй этап создания глобальной системы ПРО Соединенных Штатов Америки, зондируются возможности для дальнейшего расширения НАТО на восток, существует и опасность милитаризации Арктики…. Все названные вызовы (а их на самом деле гораздо больше, чем то, что я назвал), все это напрямую затрагивает наши национальные интересы и, соответственно, определяет расстановку наших приоритетов», - отметил он.
Как считают эксперты, Путин говорил о внешней угрозе для того, чтобы привести высшее военное командование в нормальное состояние и возродить чувство общей цели после пяти лет масштабных структурных реформ. В ходе этих реформ было сокращено более половины офицерского корпуса, упразднены многочисленные кадрированные дивизии-призраки советской эпохи, которые были полностью укомплектованы офицерами, и в случае войны должны были принять в свои ряды призывников, а также предпринята попытка создать вместо них меньшее количество мобильных бригад в составе профессионалов.
Реформы начали набирать темпы после непродолжительной летней войны России с Грузией, которая хотя и принесла Москве победу, но вместе с тем выявила множество серьезных недостатков в вооруженных силах.
Также по теме: Отставка Сердюкова ставит российскую военную реформу под угрозу
В дополнение к драконовским структурным изменениям Кремль утвердил рассчитанную на восемь лет программу перевооружения на 750 миллиардов долларов, цель которой оснастить вооруженные силы современным оружием 21-го века.
Эти реформы осуществлял впавший ныне в немилость бывший министр обороны Анатолий Сердюков, которого обвинили в коррупции и отправили в прошлом году в отставку. Многие обозреватели посчитали это местью старого военного истэблишмента.
«Реформы Сердюкова были мощным отторжением русских военных традиций, и его возненавидело большинство офицеров», - говорит военный обозреватель онлайнового «Ежедневного журнала» Александр Гольц.
«По сути дела, он отменил советскую и даже царскую модель «армии массовой мобилизации» и попытался создать вместо нее более современные вооруженные силы, - рассказывает Гольц. – Сейчас настал хороший исторический момент для таких реформ, поскольку стало ясно, что у наших вооруженных сил нет глобального противника».
Сердюкова поменяли на Сергея Шойгу – одного из самых авторитетных политических руководителей и преданного соратника Путина. Он вызвал недовольство у либералов своими действиями по частичному свертыванию реформ – очевидно, действуя с путинского благословения. Шойгу уже отдал 20 распоряжений и приказов, направленных на то, чтобы вернуть ситуацию в прежнее состояние. В частности, он восстановил знаменитые Таманскую и Кантемировскую дивизии, из которых Сердюков сделал бригады меньшей численности. Об этом рассказывает бывший пресс-секретарь Министерства обороны Виктор Баранец, ныне работающий военным обозревателем «Комсомольской правды».
Читайте также: Россия обещает продолжить военную реформу
«Шойгу пытается вернуть армию на те позиции, которые она занимала до Сердюкова», - говорит он.
Баранец, с которым удалось поговорить по мобильному телефону во время его поездки в знаменитую Псковскую воздушно-десантную дивизию, отметил, что подавляющее большинство офицеров и рядовых, с которыми ему удалось побеседовать, одобряют отмену реформ.
«Они приветствуют решения Шойгу…. Сердюков калечил армию, и даже те хорошие вещи, которые он вводил, очень плохо реализовывались…. Армия надеется, что Шойгу сможет продолжить начатое», - сказал он.
По словам Гольца, Путин, который и начал военную реформу, назначив для ее проведения в жизнь своего близкого союзника Сердюкова, понимает, что перемены абсолютно необходимы для того, чтобы российские вооруженные силы вошли в 21-й век. Однако в своем выступлении перед военным командованием Путин не стал упоминать о попытках Шойгу повернуть реформы вспять, и ограничился заявлениями на те темы, которые не могли не понравиться собравшимся в зале генералам: необходимость повышения бдительности перед лицом усиления внешних угроз, поставки нового оружия в войска, более частое проведение учений, повышение денежного довольствия и льготы для офицеров.
«Путин прекрасно понимает, что необходимо, но сегодня он, похоже, больше заинтересован в том, чтобы заручиться политической поддержкой офицеров старой школы», - говорит Гольц.