В 1976 году умер Мао Цзэдун, а некто по имени Стив Джобс вместе со Стивом Возняком (Steve Wozniak) организовал фирму под названием Apple. Такого рода вещи, вероятно, и называются поворотными пунктами. В то время, как смерть великого китайского коммунистического лидера означала окончание культурной революции, вместе с рождением Apple началась другая, цифровая эпоха, сила воздействия которой стала по-настоящему заметной только спустя примерно 25 лет. А еще в это время в городе Тольятти, расположенном на Волге в 1000 километрах к юго-востоку от Москвы, с конвейера сошел первый автомобиль Lada Niva.
С учетом насыщенного событиями года своего рождения эту модель следует признать, скорее, непоколебимой скалой в потоке разного рода приливов и отливов, поскольку с революциями этот автомобиль пока еще не имел ничего общего. Почти не пострадав от социализма, он и сегодня, как и некоторые другие неисправимые представители социалистической эпохи, продолжает противостоять потокам капитализма. Даже атаки со стороны заклятого американского врага General Motors в 90-х годах не смогли вытолкнуть этот автомобиль с рынка. Его преемник теперь называется Chevrolet Niva, и даже в России автомобилей этой марки немало в автосалонах. Нет, «Нива» не меняется, а покупателям ничего больше и не надо.
Первичная подготовка для сельского механизатора
Следует сразу сказать, что этот автомобиль и сегодня представляет собой сенсацию. Просто потому, что он отличается от автомобильного мейнстрима, который его со всех сторон омывает. Автомобиль Lada столь подкупающе просто сконструирован, что и сегодня любой нормальный автомеханик (нет, это не опечатка, я имею в виду именно механика, а не мехатроника с лицензией производить соответствующие замены) может, при наличии соответствующих деталей, починить его за несколько часов. Почти все люди, получившие техническое образование в бывшей ГДР, добивались своих первых успехов преимущественно с автомобилями Lada Niva.
Читайте также: Renault становится главным акционером «АвтоВАЗа»
К их числу принадлежит и Юрген Венцель (Juergen Wenzel), сопровождающий нас на территории Всеобщего немецкого автомобильного клуба (ADAC) в городе Линте (Linthe) во время нашей поездки по пересеченной местности. «Я изучал сельскохозяйственную технику в ГДР, а своим ремеслом я овладел, занимаясь автомобилями Lada», отвечает он на вопрос о том, какое отношение он имеет к этому ископаемому представителю автомобильной индустрии. В то время производились только модели с четырехцилиндровым двигателем, рабочий объем которого составлял 1,3 или 1,5 литра. Ему досталась по наследству модель Lada 1500 – самый известный по своему внешнему виду автомобиль из тогдашнего Советского Союза. В 1995 году была сделана единственная большая «подтяжка» модели Lada Niva. В результате автомобиль получил бензиновый двигатель объемом 1,7 литра. Дизельными двигателями автомобиль Lada Niva оснащался только короткий период времени, и тогда для этого использовался мотор компании Peugeot. Тот, кто в условиях сибирской зимы хочет сохранить мобильность, должен отказаться от дизеля на территории к востоку от Урала, где температура минус 25 градусов. Наши дизели спокойно там замерзают.
АБС и евро-5
Во время большой «подтяжки лица» в 1995 году автомобиль Lada Niva получил новую приборную панель, новый тахометр и новую рулевую колонку с ударнозащитным стаканом. Одновременно новую форму приобрела задняя часть кузова, а также была понижена кромка проема багажника. В остальном все осталось по-старому, прежде всего оптически. Даже в процессе переработки Niva успешно сопротивлялась существующему в отрасли стремлению к непрерывному обновлению. Последняя небольшая «подтяжка» была сделана в 2010 году, когда эта модель получила более крупные фары, а также небольшие изменения в передней и задней подвеске. Два года назад на этого ветерана среди внедорожников стали устанавливать даже АБС, а мотор теперь соответствует стандарту евро-5. Тем не менее, этот агрегат объемом 1,7 литра и мощностью 83 лошадиные силы все еще нельзя назвать современным. Двух клапанов на цилиндр должно хватать, а установленная система мультивпрыска компании Bosch лишь ненамного сокращает потребление топлива. Обычно эта машина потребляет 9,5 литра, и это все еще много.
Также по теме: Когда автомобили будут создаваться на компьютере
Автомобиль Lada Niva, последовательно двигаясь против течения инноваций, делает ставку на свои сильные стороны и спокойно воспринимает весь этот бум с внедорожниками. В отличие от сегодняшних пластиковых авто, которые капитулируют уже на слегка политой дождем проселочной дороге, автомобилю Lada Niva есть что показать в условиях бездорожья. Хотите примеры? Глубина преодолеваемого брода составляет 65 сантиметров. Таким образом он оказывается рядом с автомобилем Land Rover Defender, но благородный британец может совершить это только при полной подкачке ходовой части. Даже Audi Q7 с пневматической подвеской способен преодолеть брод глубиной всего 53 сантиметра. Теоретически! Угол опрокидывания в 48 градусов вообще нельзя представить у этого толстяка из города Ингольштадт, а тест по преодолению подъема в 58 градусов большинству внедорожников лучше вообще не предлагать.
Непобедим в цене
На внедорожном маршруте Всеобщего немецкого автомобильного клуба в Линте Lada Niva чувствует себя, как дома. Для тренировок ADAC приобрел три эти, способные на многое, русские машины. «Автомобили Lada из-за короткой колесной базы и большого клиренса очень хорошо подходят для поездок по пересеченной местности», — говорит тренер Юрген Венцель. И следует сказать, что все эти отличные внедорожные качества предлагаются по непобедимой цене. Все автомобили, которые так же хорошо ведут себя в условиях бездорожья, в том числе Mercedes G-класса или Land Rover Defender, стоят намного дороже, чем Lada Niva.
К этому следует еще добавить шарм, связанный с простотой. Уже при посадке в неплохие по форме сидения понимаешь, что это комплектация basic, а не люкс. Длинный и тонкий рычаг переключения передач направлен на водителя, а под ним располагается еще переключатель раздаточной коробки и межосевого дифференциала. Ключ нужно вставлять в замок слева от руля, и при этом навеваются какие-то мысли о моделях Porsche. Однако это единственное сходство между этими столь противоположными марками автомобилей.
Читайте также: Lada XRAY — будущее российского автопрома
Сообщество верных фанатов
Поздняя зима 2013 года наградила нас в конце марта еще раз обильным снегом на тестовом маршруте в городе Линте. Здесь Niva чувствует себя в своей тарелке, почти как в русской тайге. Этот автомобиль пробирается через глубокие канавы под мостом, поднимается по косогору и спокойно преодолевает ямы с водой. Сегодня мы не можем только подняться в гору. Тренер Юрген Венцель считает, что это слишком опасно после гололеда, продолжавшегося несколько недель. Но и без этого автомобиль Lada Niva продемонстрировал все свои качества.
В любом случае в прошлом году в Германию было ввезено почти 1500 автомобилей Lada Niva. Для такой экзотической марки, как Lada, это неплохой результат. При этом у импортера в Букстехуде остается еще 150 этих машин. Тем не менее, эта модель имеет многочисленных фанатов, и рынок подержанных автомобилей достаточно хорошо подчищен. Тот человек, у которого однажды была Niva, с этим автомобилем уже не расстается. В интернете сообщество поклонников создает культ этого русского джипа. Там существует также многочисленные региональные клубы. Кроме того, у модели Niva есть своя страничка в «Википедии», где объясняется каждый ее винтик.
О целевой группе можно получить представление, посмотрев на дополнительное оборудование. Здесь можно обнаружить такие вещи, как защиту заднего бампера, держатель для ружья или приспособление для перевозки дичи, прикрепляемое к фаркопфу. Это подтверждает и Юрген Венцель: «В нашем регионе этот автомобиль активно используют лесники и егеря. Наши клиенты в восторге от этого автомобиля». А для охотников действует даже специальная скидка в 10% от заявленной цены. А она и так является достаточно скромной – 9990 евро. Дешевле внедорожник действительно не купишь.