Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вопреки теории Билла Келлера популярность Алексея Навального снижается

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкОппозиционер, блогер Алексей Навальный в Ленинском районном суде города Кирова
Оппозиционер, блогер Алексей Навальный в Ленинском районном суде города Кирова
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Билл Келлер недавно написал восторженный панегирик Алексею Навальному, в котором безапелляционно утверждал, что любимец всех и каждого, блогер, борец с коррупцией и онлайновый активист может стать следующим президентом России. Но, судя по опросам социологов, Навальный - далеко не настолько воодушевляющая фигура, насколько это представляет Келлер.

Билл Келлер (Bill Keller) недавно написал восторженный панегирик Алексею Навальному, в котором безапелляционно утверждал («предположил» это слишком мягкое слово), что любимец всех и каждого, блогер, борец с коррупцией и онлайновый активист может стать следующим президентом России. Честно говоря, цитировать Келлера мне не хочется: в его статье одни и те же мысли и доводы повторяются неоднократно. Главная задача этой статьи, как и многого другого, что выходит из-под пера Келлера, заключается вовсе не в том, чтобы информировать аудиторию, а в том, чтобы комфортно излагать безо всякого анализа общепринятую точку зрения.* Но вывод у Келлера просто ошеломляет: Путин обречен, и Кремль ничего не может поделать, поскольку он не в силах остановить отважного, свободолюбивого и немного националистически настроенного Навального, который неотвратимо становится фигурой общенациональной значимости.

Читайте также: О чувствах к российской оппозиции

Но к счастью для нас, анализируя степень популярности Навального и его шансы стать следующим президентом России, мы имеем в своем распоряжении инструменты более точные, нежели журналистская удаль Билла Келлера. В частности, мне на ум приходят данные социологических опросов, которые регулярно проводит самый авторитетный в России негосударственный источник информации об общественном мнении Левада-Центр. Так вот: если посмотреть на его цифры, то получается, что Навальный - далеко не настолько воодушевляющая фигура, насколько это представляет Келлер. И ему - еще ох, как далеко до того, чтобы стать реальным кандидатом на президентский пост.

Избрание меры пресечения задержанным лидерам оппозиции


Действительно, с апреля 2011 по март 2013 года количество знающих о Навальном россиян увеличилось с шести до 37%. Пока все хорошо: именно такого прогресса мы ждем от активиста, у которого сначала была немногочисленная, но преданная ему армия сторонников в онлайне, но который затем мощной поступью проник в общественное сознание. Но потом все пошло не очень хорошо. Проблема в том, что по мере роста узнаваемости Навального его популярность на самом деле начала снижаться. В 2011 году из числа слышавших о Навальном респондентов 33% указали на то, что могли бы проголосовать за него на президентских выборах (5% сказали, что «определенно» проголосовали бы за него). К 2013 году это количество уменьшилось до 14% (и всего 1% сказал, что «определенно» проголосовал бы за него). Иными словами, за два года число россиян, готовых голосовать за Навального, чтобы он стал президентом, сократилось в два с лишним раза. Опрос исследовательского центра Pew показал в целом аналогичные результаты. По его данным, отрицательно к Навальному относится почти вдвое больше людей, чем положительно.

Думаю, у меня есть основания говорить о том, что рассказ Келлера о неотвратимом восхождении звезды политики на российский небосклон просто не соответствует данным опросов общественного мнения Левада-Центра и центра Pew. И он, и они не могут быть правы одновременно. Возможно, у Келлера есть доступ к какому-то секретному массиву информации, но скорее всего, данные опросов перевешивают его безосновательное теоретизирование. На самом деле, если посмотреть на сухие цифры, не обращая внимания на всякие позы, заявления и выпады, то окажется, что Навальный далеко не так популярен, как это представляют западные средства массовой информации.

Также по теме: Судебный процесс запугивания в российской провинции

Вряд ли меня можно назвать необычайно прозорливым интеллектуалом за то, что я пытаюсь убедиться в популярности Навального, не принимая ее как данность. Россия - это не Советский Союз, и там, слава Богу, имеется огромное количество доступной и открытой информации о том, что на самом деле думают россияне, как они живут и во что верят. Мне кажется, что вместо правдоподобно звучащих интерпретаций и повествований западным журналистам лучше смотреть на реальные факты - и пусть читатели сами делают выводы и решают. Что касается Навального, то здесь следует вывести на первый план доступные данные социологических опросов, которые не всегда представляют его в положительном свете.

Конечно, жалко, что Навальный не пользуется мощной поддержкой населения; и еще более прискорбно то, что эта поддержка снижается. Однако худшее, что мы можем сделать, это игнорировать действительность и притворяться, будто Навальный вот-вот потеснит Владимира Путина с вершины власти в российском государстве. Не исключено, что когда-нибудь в будущем такое может произойти, однако в данный момент вся имеющаяся информация говорит о том, что шансы Навального стать президентом ничтожно малы.

* Особенно забавным кажется заявление Келлера о том, что нам надо и дальше сотрудничать с Россией по всем важным направлениям, таким, как терроризм и ядерное оружие, и что администрация Обамы не должна «делать вид, будто суд над Навальным не имеет никакого значения». Естественно, автор не представил никаких конкретных примеров того, как администрация «не должна делать вид».