«Стратегия-31» оказалась тактикой. Ничего возвышенного, пассионарного и бескомпромиссного. Всего лишь способ набрать оппозиционные очки, чтобы затем подороже продать себя власти. Впрочем, это касается организаторов акции, а не ее участников.
На Триумфальную площадь по 31-м числам приходили очень разные люди: разумеется, сами национал-большевики, переживающие за свободу слова либералы, правозащитники, левые, националисты, секс-меньшинства, завсегдатаи всех протестных акций и просто очень странные персонажи. Своего рода срез политического общества.
Вождь национал-большевиков Эдуард Лимонов очень гордился тем, что они реализуют свое конституционное право на свободу манифестаций, не спрашивая согласования у властей. Что с правовой точки зрения совершенно оправдано. Тут был повод для гордости.
В октябре 2010 года «Стратегия-31» едва не пережила крушение. Привлеченная для солидности в качестве одного из заявителей митинга председатель МХГ Людмила Алексеева пыталась похоронить начинание, дав от себя лично согласие на проведение санкционированного властями мероприятия. Лимонов тогда назвал это «рейдерским захватом» своей инициативы. На Триумфальной в тот день прошло два митинга рядом: санкционированный во главе с Алексеевой и несанкционированный во главе с Лимоновым. Однако, в конце концов, Триумфальная площадь осталась за лимоновцами.
Тем не менее, постепенно акция выдыхалась, людей приходило все меньше. В 2013 году Эдуард Лимонов взял новый курс: он ведет колонку в прокремлевской газете «Известия», поливает грязью либералов. Его обличительные публикации выдержаны в стилистике газетных статей 1937 года. Он клеймит украинскую революцию, приветствует аннексию Крыма. Московский марш в поддержку Украины 16 марта 2014 года он называет «шествием проституток». Он не может смириться с тем, что протестное движение обходится без него. Вероятно, ему чудится, что он отвергнутый пророк.
В новой политической реальности Лимонов — защитник существующего политического режима. Строго говоря, он и раньше был не столько противником Путина, сколько его обиженным конкурентом. Сегодня власть, наконец, приласкала его, и он стал для нее своим.
Мэрия Москвы разрешила ему провести 31 мая митинг на Триумфальной площади. Сам Лимонов говорит, что московские власти дали разрешение, потому что устали сопротивляться. Но это вряд ли. Скорее, Лимонов устал сопротивляться и решил, что пора пожинать плоды своего долгого противостояния режиму.
Призывая всех приходить на митинг, он со свойственной ему скромностью пишет, что на митинге «намерен произнести речь, осмысленную и разумную, без обычных на митингах криков и демагогии, чистый разум». Он уже ничего не пишет о противозаконности процедуры согласования уличных акций, о невыносимости проводить митинги в полицейском загоне. Всему свое время. Время разбрасывать оппозиционные требования и время собирать сладкие государственные пряники.