Президент России Владимир Путин исчез. Ну, не буквально, конечно, но он не был замечен на публике целую неделю и сообщения о его графике работы на сайте президента выглядят подозрительно. Кремль отрицает, что он болен, а российская блогосфера гудит спекуляциями.
Стороннему наблюдателю по-прежнему невозможно определить, где находится Путин или что он собирается делать. Но это позволяет сделать выводы из этого эпизода. И является достаточным доказательством того, что Россия стала откровенной диктатурой. Никакой другой вид государства не может быть настолько непрозрачным с настолько озабоченными своим правителем гражданами.
Предшественник Путина, Борис Ельцин, был склонен к исчезновениям: он любил выпить и имел слабое сердце. Ельцинское здоровье стало особенно серьезной проблемой в преддверии президентских выборов 1996 года, на которых он выступал против сильного кандидата от коммунистов. Незадолго до голосования он перенес сердечный приступ, скрытый его помощниками от избирателей. После того, как он выиграл выборы, кремлевские политтехнологи стали особенно креативны в подборе ответов на любые вопросы о здоровье президента. 19 августа 1996 года пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский ответил на такой вопрос фразой, сразу же распространившейся в интернет-среде: рукопожатие Ельцина было крепким.
Сегодня репортер радиостанции «Эхо Москвы» навеял воспоминания об этом случае во время интервью пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, спросив его о президентском рукопожатии. «Он ломает руки», — ответил Песков с сарказмом.
Песков никогда прежде не сталкивался с необходимостью объяснять непредвиденное отсутствие своего босса. Наоборот. Путин имеет склонность к излишне демонстративному по силе рукопожатию и всегда старается появляться на людях бодрым и энергичным. Он не выпадал из поля зрения больше чем на один день с первых лет своего 15-летнего правления: ненадолго он пропадал из виду после катастрофы подводной лодки «Курск» в 2000 году и после захвата террористами сотен заложников в московском театре в 2002 году. Эти два инцидента были серьезными потрясениями для Путина, но с тех пор он переносил другие подобного масштаба, не исчезая из поля зрения.
В этом месяце, однако, он исчез снова. В последний раз его видели неделю назад, 5 марта, когда он встретился с премьер-министром Италии Маттео Ренци в Москве. После этого он отменил переговоры с президентами Белоруссии и Казахстана, подписание договора с Южной Осетией и не появился на заседании высших чинов ФСБ России.
Деловая газета РБК провела расследование расписания встреч Путина и заявила, что обнаружила расхождения на официальном сайте Kremlin.ru. По мнению газеты, встреча Путина с губернатором Карелии, которая согласно сайту прошла 11 марта, на самом деле состоялась неделей раньше. Действительно, карельский сайт писал об этом 4 марта.
Сегодня, согласно Kremlin.ru, Путин говорил по телефону с президентом Армении Сержом Саргсяном. Сайт Саргсяна повторил идентичную информацию. Согласно кремлевскому сайту, 12 марта Путин принял участие только в одном мероприятии — необычайно легкий график для энергичного российского лидера. Например, в понедельник, 2 марта, официальный сайт сообщил о двух рабочих встречах с российскими чиновниками и телефонном разговоре с лидерами Германии, Франции и Украины.
Немного пугающе то, что, в отличие от ельцинских политтехнологов, которые были готовы признать, что президент был не совсем здоров, и одновременно преуменьшить серьезность его состояния, Песков категорически отрицает что либо серьезное с Путиным. Этим с удовольствием воспользовались любители теорий заговора. Андрей Илларионов, бывший советник Путина, предположил в посте в ЖЖ, что президент, возможно, уже свергнут сторонниками жесткой линии, в том числе руководителем его администрации Сергеем Ивановым.
Константин Ремчуков, журналист и издатель с высоким уровнем доступа в Кремль, рассказал в Твиттере о слухе, что друг Путина Игорь Сечин, руководящий крупнейшей нефтяной компанией «Роснефть», вот-вот потеряет работу. А это будет означать либо проведение Путиным серьезной перетряски внутреннего круга своих друзей, либо самостоятельный уход Сечина. В сотнях твитов и постов в «Фейсбуке» высказывались предположения, что Путин может быть даже мертв и — это Россия, — многочисленные попытки черного юмора.
Российский фондовый рынок, курс рубля и российские облигации, — всё пошло в рост сегодня, как будто отсутствие Путина в поле зрения общественности стало хорошей новостью для экономики. На Украине многие смотрят новости с замиранием сердца, желая, чтобы ненавистный российский лидер каким-то образом исчез. «Видимо, кто-то еще контролирует сейчас ситуацию в России, если её вообще кто-то контролирует», — написал на украинском сайте Nv.ua Иван Яковина.
Короче, Путин сумел привести россиян в напряженное состояние, просто удалившись из виду. Россияне, в том числе противники Путина, переживают его недельное отсутствие как дети, у которых отец забрел куда-то и не возвращается в течение нескольких дней. Они смотрят на сайт Кремля со смесью недоверия, опасения и надежды, задаваясь вопросом, как — и сможет ли вообще — крутая пирамида власти Путина функционировать без него.
Это ли не признак того, что Путин стал полноправным диктатором в коллективном сознании страны? Ведь лидер демократической нации вообще не исчезает: расписание президента США Барака Обамы всегда размещено на его официальном сайте, и сайт канцлера Германии Ангелы Меркель постоянно поддерживает поток сообщений о ее появлении на людях. Их пресс-секретари не пытаются скрыть, когда они вдруг чувствуют себя плохо или у них болит горло. Только диктатор держит в секрете информацию о своих приступах гриппа — или почти о полной неделе серьезных совещаний, которые — по словам Пескова — происходили все это время.
Пора покончить с эвфемизмами типа «авторитарный правитель» или «сильный лидер». Путин — диктатор, который управляет Россией, используя страх и хитрость. Каковы бы ни были причины его отсутствия, страна не может функционировать без него на месте водителя. Вместо этого — безрассудные страхи. И в результате возникают лишенные здравого смысла надежды.