История с двумя вертолетоносцами «Мистраль», построенными Францией для России, но так и не попавшими к ней из-за конфликта на востоке Украины, наконец, подошла к концу. В результате французскую верфь спасли за счет французских налогоплательщиков, а российские налогоплательщики оплатят реконструкцию российских верфей, чтобы Россия смогла строить больше собственных военных кораблей.
В среду, 5 августа, Кремль сообщил, что российский президент Владимир Путин и французский президент Франсуа Олланд договорились о разрыве контракта на строительство вертолетоносцев, подписанного в 2011 году. Россия уже получила компенсацию за понесенные расходы, и в настоящий момент она готовится к демонтажу российского оборудования, установленного на этих кораблях. В заявлении говорится, что Россия считает вопрос «Мистралей» полностью решенным.
Кремль не уточнил размеры компенсации, которую Франция заплатила за разрыв контракта, однако российская газета «Коммерсант» сообщила, что на счет российского правительства поступило «более 1,1 миллиарда евро». Эти данные вполне согласуются с заявлением министра обороны Франции Жана-Ива Ле Дриана (Jean-Yves Le Drian) о том, что размер компенсации был меньше первоначальной стоимости контракта, которая составила 1,2 миллиарда евро.
Россия заплатила 785 миллионов евро за два вертолетоносца, один из которых должны были доставить осенью прошлого года, а другой — в этом году. В сентябре прошлого года Олланд приостановил выполнение условий контракта, поддавшись давлению со стороны союзников НАТО, в связи с действиями Росси на востоке Украины. Первоначально Россия говорила о многомиллиардной компенсации, о которой заявлено в условиях контракта. Однако в апреле Путин сообщил, что он не станет требовать никаких компенсаций или чрезмерных штрафных неустоек. Вместо этого Россия попросила Францию компенсировать ее расходы на строительство новой портовой инфраструктуры и на подготовку экипажей для этих кораблей.
Если цифра, приведенная в «Коммерсанте», верна, Франция удовлетворила некоторые требования Москвы и благодаря этому избежала ссоры на дипломатическом фронте. Более того, как сообщает газета, французское правительство постаралось перевести деньги без лишнего шума, чтобы их не арестовали акционеры обанкротившейся нефтяной компании «Юкос», выигравшие 50-миллиардное дело против российского государства и в настоящее время охотящиеся на ее активы по всей Европе. Вице-премьер Дмитрий Рогозин написал в Twitter, что договоренность была достигнута «в духе партнерства».
Рогозину никогда не нравился контракт на «Мистрали». «Я всегда считал его, по сути, личным делом товарища Сердюкова», — сказал он в прошлом году, упомянув о бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове, который в 2012 году лишился своего поста в связи с крупным коррупционным скандалом. Министерство обороны так и не смогло убедительно объяснить, зачем ему нужны «Мистрали». В 2009 году адмирал Владимир Высоцкий, на тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом России, сказал, что «Мистрали» могли бы оказаться полезными в короткой войне между Россией и Грузией 2008 года. Они позволили бы Черноморскому флоту России блокировать морскую границу Грузии в течение 40 минут, а не 26 часов, как произошло на самом деле. Однако России вовсе не обязательно тратить 1,2 миллиарда евро ради такой несущественной экономии времени, тем более что война уже выиграна.
Это не обязательно означает, что контракт был заключен взамен на откаты. Корабли могли пригодиться на международных учениях и для демонстрации российского флага на морях. В Москве также ходила гипотеза, что этот контракт мог быть политическим вознаграждением президенту Николя Саркози за сыгранную им роль в урегулировании конфликта с Грузией в 2008 году. Саркози помог добиться сдачи тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили, позволив России избежать международных санкций — возможно, именно такой поворот событий вдохновил Путина на решительные действия в Крыму и на востоке Украины несколько лет спустя.
Эта гипотеза выглядит довольно правдоподобной. До заключения этого крупного контракта французская верфь в Сен–Назере, на которой строились «Мистрали», находилась в тяжелом финансовом положении. Ее владелец, компания STX France, миноритарной долей в которой владеет французское правительство, терпела существенные убытки в течение нескольких лет до заключения сделки. В 2010 году компания потеряла 66,3 миллиона евро. С момента подписания контракта компания STX France вышла на уровень самоокупаемости, а в 2014 году французское правительство помогло ей заключить еще один крупный контракт (на этот раз на строительство двух гигантских пассажирских лайнеров), которые позволят этой верфи успешно работать еще четыре года. Теперь, когда правительство возместило России ее расходы, строительство двух вертолетоносцев стало равносильно погашению долгов верфи из средств налогоплательщиков.
Франция рано или поздно продаст «Мистрали» (правительство утверждает, что у него уже есть заинтересованные покупатели). Тем не менее, она, вероятнее всего, понесет некоторые убытки, потому что, даже если Канада, Индия или какая-то другая страна купит их, эта сделка будет считаться проблемной. Тем временем в России Рогозин сумел убедить Путина, что фиаско с «Мистралями» доказывает необходимость производства своих собственных военных кораблей. Новая Морская доктрина России, которую Путин подписал в июле, подразумевает «обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области кораблестроения и военно-морской техники в соответствии с государственной программой вооружения».
Министерство финансов России призывает урезать амбициозную программу перевооружения стоимостью в 23 триллиона рублей (359 миллиардов долларов), рассчитанную на срок до 2020 года, но в июле Министерство обороны заявило, что ни в этом, ни в следующем году резкого секвестра не ожидается. В сфере ВМС программа концентрируется на замещении производства техники, которую Россия закупала на Украине или на Западе — в частности, корабельных дизельных двигателей.
Скорее всего, это будет нелегко. В июле командующий ВМС адмирал Виктор Чирков заявил на совещании в верхах, посвященном программе перевооружения, что в сфере производства двигателей импортозамещение пока не заработало: местные заводы пока не могут производить двигатели и другое оборудование без импортных деталей. «Растеряли все технологии! — сказал Чирков. — Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет». Рогозин согласился с тем, что на разработки потрачены миллиарды рублей, а явных результатов нет.
Это вовсе не означает, что, несмотря на рецессию, Россия не продолжит вкладывать новые миллиарды. Срыв контракта на поставку «Мистралей» повлечет за собой рост инвестиций в российские верфи (совсем как в Сен–Назер). И подобный исход уже укрепил позиции агрессивных апологетов российского изоляционистского государства, таких как Рогозин.