«Типа» — одно из любимых слов россиян. «Типа партия» — что-то вроде партии, «типа закон» — в некотором роде закон, «типа запрет» — что-то как бы запрещено. В общей сложности получается следующее: у некоторых партий есть свои собственные законы.
Ровно через три недели в России пройдут региональные и муниципальные выборы. Предвыборная борьба пока проходит спокойно, если не считать придирок избирательных комиссий к оппозиционной «Демократической коалиции», куда входит в том числе Партия прогресса блогера Алексея Навального. В Новосибирске и Магадане было предпринято все для того, чтобы настолько, насколько это возможно, осложнить регистрацию кандидатов от партии ПАРНАС, которая также входит в «Демкоалицию». То требуемые подписи избирателей были типа неразборчивые, то типа возникли проблемы с паспортными данными. И даже протестная акция никак не изменила ситуацию.
Все равны, некоторые равнее
Вместе с тем для крупных, имеющих прочные позиции партий — «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ — регистрация была настолько удобной, насколько это возможно. Для того, чтобы впоследствии никто не говорил с осуждением, что в России нет демократии. Целых четыре партии. «Единая Россия» правит. Остальные три «оппонируют». Типа.
Все равны, только некоторые, как известно, равнее. Таким образом, этим четырем партиям разрешается делать то, что не могут делать другие. Например, принимать деньги. От иностранцев. Очень плохой поступок в России. Вообще-то. Типа. Потому как каждая организация, получающая финансирование из-за рубежа, должна регистрироваться в качестве «иностранного агента». Через эту позорную процедуру пришлось пройти многим правозащитникам, фондам, общественным организациям. Это стало для них тяжелым ударом. Многим пришлось объявить о ликвидации, как, например, недавно НКО «Комитет против пыток».
На днях движение в защиту прав избирателей «Голос» выяснило, что партии, имеющие прочные позиции, также получают деньги от иностранцев, однако при этом не регистрируются как «иностранные агенты». Согласно аналитическому докладу «Голоса», правящая «Единая Россия» создала сеть региональных общественных фондов поддержки, на которые приходится 68% всех пожертвований, полученных партией от юридических лиц в 2013-2014 годах. Некоторые из этих юрлиц контролируются компаниями, учредители которых, согласно ЕГРЮЛ, зарегистрированы за границей. Например, ООО «Краснодар Водоканал», пожертвовавшее на текущих выборах 3 миллиона рублей кандидату в губернаторы Омской области Виктору Назарову, контролируется ООО «РВК-Инвест», учредители которого — кипрская компания Brieva Invest Limited и Ventrelt Holdings Ltd с Британских Виргинских островов. Вообще-то это скандал. Это ведь запрещено. Вообще-то. Типа.
Неясные источники финансирования
«Голос» также задается вопросом, откуда взялись еще 3 миллиона рублей, которые — на этот раз в Иркутске — пожертвовала в 2013 году, судя по всему, своей горячо любимой партии «Единая Россия» обычная сотрудница кафедры одного из региональных вузов. Может быть, за этим стоят еще какие-то компании, не исключено, что иностранные? По данным «Голоса», похожие случаи имели место в Ростовской и Смоленской областях. Замаскированные источники финансирования, непрозрачные структуры компаний, сторонний, иностранный капитал.
Если все это верно, то можно спросить себя: что страшнее — НПО, которая борется за то, чтобы люди не подвергались пыткам, и получает за свою работу пожертвования из-за границы, или политическая партия, которая сидит в парламенте, правит любимым отечеством и тоже получает иностранное финансирование? В каком случае влияние со стороны опаснее? Согласно российскому закону, и то, и другое в одинаковой степени неприемлемо. Но на практике все выглядит, судя по всему, иначе. Или партии только делают вид, как будто они правят? А остальные тогда только что-то вроде оппозиции? Тогда все это типа можно, как бы разрешено.