МОСКВА — «Российская газета», издаваемая правительством России, сообщила 21 августа, что эксперты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Грабаря подтвердили культурную ценность экспонатов, представленных на выставке в Манеже и разгромленных «православными активистами» из группы, называющей себя «Божья воля».
О выводе экспертов рассказал журналистам начальник пресс-службы столичной полиции Андрей Галиакберов. Он сообщил, что также в рамках технико-технологической экспертизы предстоит определить наличие и стоимость ущерба, причиненного четырем линогравюрам и одной скульптуре, после этого «будет принято процессуальное решение».
Напомним, что неделю назад группа «православных активистов «Божья воля» под руководством Дмитрия Цорионова по прозвищу «Энтео» разбила работы известного советского художника и скульптора Вадима Сидура на выставке в московском Манеже под названием «Скульптуры, которых мы не видим», заявив, что они оскорбляют чувства верующих. Люди, которых «Российская газета» называет «околоцерковными активистами», также оскорбляла устроителей и посетителей выставки. Напавшие на выставку были после инцидента доставлены в отделение полиции, но позднее отпущены.
Российские правоохранители начали реагировать на «православных активистов»
Вечером 21 августа, после появления новости о проведенной экспертизе, «православные активисты» попытались провести пикет у Манежа под лозунгом «Против богохульной выставки». Однако, по сообщению одного из сторонников так называемой «Божьей воли», опубликованном в Фейсбуке, представители Федеральной службы охраны (спецслужба, охраняющая здания верховной федеральной власти в Москве) через 15 минут после начала пикета потребовали от его участников свернуть плакаты и прекратить акцию. Ранее «православным активистом» позволяли пикетировать выставку в Манеже даже после того, как они попытались ее разгромить.
Многие наблюдатели полагают, что представители российских правоохранительных органов перестали бездействовать в отношении радикалов, совершивших нападение под лозунгами «защиты православной веры», а официальные структуры изменили тональность в комментариях их действий с нейтральной на осуждающую после того, как с протестом выступили директора крупнейших музеев России — Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковской галереи, Государственного центра современного искусства и других.
«Действия радикальных «активистов» нанесли существенный вред работам скульптора Вадима Сидура, входящим в государственный фонд РФ» — написали они в открытом письме, опубликованном 19 августа. «Мы ждем наказания виновных. Акты вандализма по отношению к памятникам в публичных пространствах, на кладбищах, в храмах и музеях недопустимы. Необходимо принять меры, чтобы подобные экстремистские действия в будущем никогда не повторились» – заявили директора музеев.
Пресс-секретарь Манежа: мы будем добиваться уголовного дела
Пресс-секретарь музейно-выставочного объединения «Манеж» Елена Карнеева сообщила Русской службе «Голоса Америки», что ее организация будет добиваться реального наказания для Дмитрия Цорионова и его сторонников: «Мы будем настаивать на возбуждении уголовного дела. А возбудят его или нет — посмотрим. Здесь уже нужно решать вопрос в правовом поле — госимущество музейного фонда России испорчено. Мы такой реакции на нашу выставку не ожидали. Когда выставляешь музейные фонды, государственные фонды, не предполагаешь, что эти работы могут кого-то там обидеть, задеть. Но нас удивит, если закон на нашей стороне не окажется. Это все-таки акт вандализма».
Елена Карнеева говорит, что, по ее мнению, Цорионов и другие, пришедшие громить выставку, действовали не спонтанно: «Ну, если он заранее объявил: «пресса, звоните мне, я иду в центре города бомбить выставку», то наверняка хотел пиара. И он же потом через день пришел, в воскресенье, и как пришел? Нам позвонили из «Лайфньюс» и сказали: «ждите нас с Энтео и со священником — мы к вам придем на выставку». Но он на выставку, правда, не зашел, на пороге постоял, что-то наговорил и уехал».
Представитель Манежа не согласна с теми, кто обвиняет охрану выставки в бездействии: «А охрана что? Охрана у нас – ЧОП (частное охранное предприятие — Д.Г.). Она не имеет права использовать какие-то специальные средства. Все функции сводятся к наблюдению, к предупреждению ситуации, своевременному заявлению в полицию. Собственно, они блокировали у начала выставки, не применяя физической силы, этих зачинщиков конфликта, и полицию вызвали. Больше ни на что у них нет полномочий, скрутить, надеть наручники они не могут».
Сергей Чапнин: Насилие оказалось для некоторых очень притягательным
Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин в интервью «Голосу Америки» говорит, что это очень прискорбно, когда действия Цорионова-Энтео и его единомышленников находят поддержку внутри Русской Православной церкви: «Одна из линий напряжения, которая сегодня возникла внутри церкви — это отношение к силе и насилию. И оказывается, что есть достаточно много тех, кто симпатизирует насильственным действиям, в том числе, не только во имя каких-то политических или экономических целей, например, оправдывая коррупцию, но и в том, что мы называем свидетельством о Христе в проповеди. Насилие оказалось для довольно значительной группы и священников, и мирян, и даже какой-то части художников, которые считают себя православными, для какой-то части православной общественности очень притягательным».
По словам религиозного журналиста, получилось, что экстремисты, вместо того, чтобы быть осуждены, стали теми, кто определяет тренды в церковной среде: «Цорионов — и это совершенно потрясающе — сумел навязать эти «оскорбленные чувства» всей церкви. Все сегодня как бы находятся в той точке, в той системе координат, которую задал Цорионов. Я не знаю, происходит это вольно или невольно, но я вижу, как это происходит буквально повсеместно в церкви. В некотором смысле Цорионов оказался законодателем мод в отношении современного искусства. Меня это очень пугает, потому что, конечно, это совершенно не евангельский дух, это не христианское отношение».
«Я очень опечален, но не удивлен. У меня — глубочайшее сожаление и скорбь в связи с тем, что есть не просто насильственные действия, а еще и эпатаж, стремление пригласить камеры, показать это всему миру: «смотрите, как мы, оскорбленные в своих чувствах, громим выставочную экспозицию». В этом есть страшный эгоизм, самолюбование, то, с чем, казалось бы, православный христианин должен бороться. Я бы считал, что в церковной дискуссии это должно стать центральной темой разговора», — подчеркнул Сергей Чапнин.